ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ "КОМАШИНСКОГО"

 
 
 

 

   
 

Всё, что создаёт человек, имеет своё начало, развитие, продолжение, следующее продолжение, и всё движется по законам человеческого бытия.

Создание частной школы тоже имеет своё начало. Основой возникновения частной школы явились три закона, принятые на историческом отрезке 1986-1991 года.

19 ноября 1986 года в СССР был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных малых предприятий.

25 декабря 1990 года появился закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в котором оговорена возможность советских граждан создавать организации и нанимать работников, а также вести индивидуальную предпринимательскую деятельность.

2 апреля 1991 года в СССР принимается закон "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР", разрешающий предпринимательство, наемный труд и образование предприятия от имени физического лица, ставший одним из первых нормативно-правовых документов в процессе воссоздания отечественного законодательства о предпринимательской деятельности.


 


 

Осенью 1991 года, ознакомившись с этими документами, Комашинский Андрей Иванович, педагог по образованию, прошедший путь от учителя, заместителя директора до директора школы, пришёл к идее создания частной школы.

Школа, по его мнению, должна иметь неповторимую атмосферу творческой жизни ученика, основанную на принятии любой личности, гармоническом её развитии, без назидания и насилия. Он хотел создать такую школу, фундаментом которой должны явиться такие понятия, как: понимание, уважение, развитие ребёнка. В её основу должны быть положены следующие принципы:

 

1. видение ученика как личности со всеми особенностями его детской природы;

2. учёт интересов и склонностей каждого ребёнка при его обучении;

3. исключение методов и приёмов насилия как средства решения проблем;

4. индивидуализация обучения и воспитания;

5. в обращении с детьми - простота, искренность, доверие, любовь.


Для создания школы, кроме идеи, необходимо было иметь помещения и финансирование педагогического коллектива.

 
 
Славянский судоремонтный завод (СРЗ) в 90-годы являлся градообразующим предприятием посёлка. Отдельно от СРЗ в двухэтажном здании располагался заводской учебно-курсовой комбинат. Часть его не использовалась по назначению, но имела отдельный вход, и можно было в этих помещениях разместить учебные классы школы. Директором этого завода был Мазница Жан Андреевич. Без колебаний и условий, без арендной платы он согласился часть классных комнат учебно-курсового комбината передать школе. Таким образом решился вопрос помещений для учащихся школы.

 
 

 
 
В частной школе по обучению детей предполагался родительский взнос. Но изначально планировалось набирать детей в школу, начиная с первого класса. Этих родительских средств явно не хватало для финансирования учителей, налогов и платежей по обслуживанию школы. С этим вопросом основатель школы обратился к главе администрации Хасанского района Мельниченко Анатолию Михайловичу, который не был назначен на эту должность, а первым избран всенародным голосованием жителями района. Несмотря на сложные политические и экономические 90-е годы, он согласился выделять финансовые средства на оплату учительского коллектива первой в районе частной школы. Небывалый прецедент.
 
 

 
 
Таким образом, три человека: Комашинский А.И., с его идеей создания частной школы, Мазница Ж.А.. с выделенными помещениями для обучения детей, Мельниченко А.М., который дал согласие на финансирование педагогического коллектива в Хасанском районе, появилась реальная возможность открытия частной школы.

После согласования организационных вопросов надо было приступить к созданию документальной базы для регистрации частной школы. В первую очередь необходим был устав. Опыт у его создателей отсутствовал. Отсутствовали и примерные подобные документы. Обычно регистрировались торгово-закупочные предприятия. Интернета с Хасанском районе ещё не было, значит и не было возможности ознакомиться с опытом создания частных школ в других регионах. Но учительский опыт, умение находить решение и работать с подобными документами позволил создателям подготовить пакет документов и устав для регистрации частной школы. В 90-е годы подготовку к регистрации предприятия осуществлялось комиссией по предпринимательской деятельности администрации Хасанского района.

 
 
Изначально название частной школы не планировалось. Было решено, что школа будет  назваться «частная школа п.Славянка». С этим рабочим названием весь пакет документов прошёл одобрение в комиссии по предпринимательской деятельности администрации Хасанского района. Но управляющая делами администрации Хасанского района Синякина Людмила Анатольевна не согласилась с названием школы, посчитав его безликим. Она предложила назвать её именем собственным, как это было в дореволюционной России. После очередных переговоров по названию школы и настоятельных рекомендаций Синякиной Л.А. был достигнут консенсус, и документы были отправлены на утверждение.

 
   
 
26 мая 1992 года глава администрации Хасанского района Мельниченко А.М. подписывает постановление № 241 от 26 мая 1992 года, согласно которому индивидуальное частное предприятие «Частная школа Комашинского» было зарегистрировано (это было первое название частной школы, но, как оказалось, не последнее). Одновременно с регистрацией было выдано свидетельство о государственной регистрации предприятия за № 373.
Вот почему 26 мая является днём рождения частной школы.
 

 
К концу мая 1992 года все документы для открытия частной школы были получены. Началась работа по приглашению родителей будущих первоклассников для обучения детей в школе. В основном это были объявления в газете «Приморец» (в те годы это была единственная газета в Хасанском районе) и на специальных стендах для объявлений в посёлке Славянка. Планировалось набрать в школу учеников на один класс, это не более 20 учеников. Но на наше удивление было подано 29 заявлений от родителей на обучение их детей в первом классе. Поэтому частная школа началась с двух первых классов. Планировалось каждый год принимать именно первоклассников, чтобы обучать и воспитывать учащихся в духе и традициях именно частной школы.

 

Наступило долгожданное 14 сентября 1992 года (из-за холодного и дождливого лета учебный год в школах Хасанского района начался именно в этот день).В этот день 29 первоклассников вместе со своими родителями присутствовали на торжественной линейке, с которой и начался отсчёт учебных лет в частной школе.

 
 
 
Кроме общеобразовательных предметов, уже с первого класса началось обучение учащихся английскому языку (а не с пятого класса, как в общеобразовательной школе), ведение предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура», «Трудовое обучение» (теперь этот предмет называется «Технология») вели отдельные учителя-специалисты. Тем самым впервые в районе в начальных классах вводились элементы предметного обучения.

 

Первыми учителями в частной школе были: Литвин Валентина Тимофеевна – учитель 1 «б» класса, Перепелица Ирина Викторовна – учитель 1 «а» класса (она же психолог школы), Зубарева Ольга Андреевна – преподаватель английского языка, Шустова Надежда Викторовна – учитель физической культуры.

 

Одновременно с обучением двух первых классов был объявлен приём девушек в группу гувернанток. Руководителем этого класса стала Комашинская Лидия Ивановна. Ею была разработана годовая программа обучения, куда вошли разнообразные дисциплины, которые должны были помочь гувернантке в её работе. После годового обучения все девушки сдавали экзамены и получили свидетельство об окончании класса гувернанток

 

 

В этом 1992 году  10 июля в стране был принят первый в России закон об образовании, ранее советские школы работали по постановлениям правительства и министерства образования Советского Союза.  (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"). В этом законе имелась статья 11.1, которая гарантировала создание и функционирование негосударственных образовательных организаций. Таким образом, частная школа приобретала статус не только районного масштаба, но и всей страны. Для этого частная школа предоставила все необходимые документы в Приморский краевой отдел народного образования для прохождения лицензирования и получения аккредитации. 

 
В конце сентября 1992 года управление народного образования администрации Приморского края выдало лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения
 

 

В выше представленных документах необходимо обратить особое внимание на их нумерацию. Оба имеют номер «01». Это значит, что наша школа среди всех частных школ Приморского края первая получила лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации. Лицензия давала право школе осуществлять образовательный процесс, а свидетельство о государственной аккредитации давало право на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в систему центрального государственного финансирования (в 2005 году государственное финансирование было отменено и возродилось в 2012 году).

 

Государство финансировало школе только заработную плату учителей. Все остальные проблемы по содержанию школы ложились на плечи родителей. Так родительский взнос в сентябре 1992 года составил 1000 рублей, в декабре этого же года родительский взнос составлял 2300 рублей, а в мае достиг 5200 рублей. В сентябре 1993 года родительская плата составляла 13000 рублей. Эта резко возрастающая родительская плата наглядно подтверждает галопирующую инфляцию и обесценивание рубля в стране в те годы. В декабре 1997 года родительский взнос составлял уже 260000 рублей. С 1 января 1998 года рубль был девальвирован и родительская плата составила 260 рублей. В декабре 2004 года родительская взнос составлял 8200 рублей, а в январе 2005 года он стал 15900 рублей. Это резкое повышение родительской платы было вызвано тем, что с 1 января 2005 года государство прекратило финансировать частные школы, и все расходы легли на плечи самой школы. Это были непростые годы. Количество учеников сократилось с 212 до 157 человек, так как не все родители могли обеспечить семейные финансовые средства на обучение своего ребёнка. Чтобы выжить в сложных экономических условиях, пришлось частично уменьшить заработную плату работников школы и закрыть ряд воспитательных программ. 
 
Идея создания частной школы заключалась в том, чтобы создать свою, неповторимую атмосферу творческой жизни ученика, основанную на принятии любой личности, гармоническом её развитии, без назидания и насилия. Руководители хотели создать свою школу, фундаментом которой являются понимание, уважение, развитие. Поэтому школа изначально организовывалась таким образом, чтобы ученики, приходящие из других школ, не привносили свои «традиции», поведение и отношение к окружающему миру.  
 
На следующий учебный год и в последующие годы школа пополнялась за счёт прихода 20 учеников-первоклассников. Учебный план школы строился таким образом, чтобы дать ученикам как можно больше разносторонних знаний с учётом возрастных особенностей. Кроме обязательно изучаемых предметов, впервые в районе были введены различные курсы и дополнительные занятия по МХК, ритмике, раннему изучению английского языка и художественному труду.

 

Весной 1993 года районная администрация выделила отдельное помещение для обучения ещё одного класса. Таким образом появилось дополнительное помещение, и впервые было принято в школу 17 десятиклассников, которые в 1995 году получили аттестаты об окончании средней школы и стали первыми выпускниками частной школы. Из 17 выпускников школы 12 учащихся получили аттестаты без троек, а трое получили серебряные медали.

 

Таким образом, с 1994 года до 1997 года в рамках единой школы существовало два независимых направления: сектор средней школы, руководила этим направлением Болоцкая Марина Олеговна – учитель математики, и сектор начальной школы. Каждый из них имел свой учебный план, отдельное финансирование и строил учебно-воспитательный процесс самостоятельно. Учителя двух направлений не имели общих точек соприкосновения и были достаточно независимыми.

 

Начиная с 1997 года, ученики 4 класса (начальное общее образование) переходят в 5 класс (основное общее образование) при этом учителя сектора средней школы постепенно начинают обучать учеников 5 класса. Тем самым на этой ступени обучения учителя частной школы стали учитывать физиологические особенности учащихся этого возраста. Таким образом, начиная с 1997 – 98 годов в школе стала решаться проблема преемственности в учебно-воспитательном процессе. 

 
В 1997 году (по закону «Об образовании» 1992 года) необходимо было своим учебно-воспитательным процессом подтвердить ранее выданные лицензии и аккредитацию. Для этого в школу приехала комиссия из управления народного образования администрации Приморского края в составе 7 человек. Она проверила материально-техническое обеспечение школы, самостоятельно проводила проверочные работы в пяти классах по физике, математике, русскому языку, химии и биологии, присутствовала на уроках в начальных классах, внеклассных мероприятиях, проверяла планы работы школы за предыдущие годы, результативность воспитательных мероприятий.

 

Результатом этой проверки явились:

-приказ начальника управления народного образования администрации Приморского края о выдаче нашей школе лицензии и свидетельства о государственной аккредитации;

-изменение названия нашей школы, она стала называться негосударственное общеобразовательное учреждение «Частная школа Комашинского»

 

В 2016 году Антонова А.И., учитель русского языка и литературы, предложила систему взаимоотношений нашей школы со школами республика Корея. Единственная на всю Корею русская школа при посольстве Российской Федерации не могла принимать всех желающих учащихся к обучению на русском языке. Была разработаны все необходимые документы, уточнена методическая база, разработаны организационные структуры, и уже в 2017 году 7 выпускников 9 и 11 классов прибыла к нам в школу для прохождения государственной итоговой аттестации. С каждым учебным годом расширяется география взаимодействия школ в республике Корея с нашей школой.

 

Все учащиеся, желающие обучаться в нашей школе по программам российского образования находятся на семейной форме обучения. Для успешного обучения, у себя дома, они изучают программный материал по необходимым предметам класса и два раза в год дистанционно сдают промежуточную аттестацию. Для участия в государственной итоговой аттестации выпускники 9 и 11 класса приезжают к нам в посёлок для участия в очной форме.

В 2022 году 197 учащихся, проживающие в разных городах республики Корея: Сеул, Пусан, Ойдо, Кванджу, Инчхон, Пуссан проходили промежуточную аттестацию в нашей школе.

 

За всё время сотрудничества 61 девятиклассник и 25 одиннадцатиклассников получили документы об окончании образования в нашей школе.

 

С 2009 года в стране была введена новая форма государственной итоговой аттестации (выпускники 11 класса сдавали её в форме единого государственного экзамена). С 2014 года для выпускников 9 класса государственная итоговая аттестация стала проводиться в форме основного государственного экзамена. Таким образом выпускники 9 и 11 класса получили возможность получить независимую оценку своих знаний.

 

Выпускники нашей школы на государственной итоговой аттестации всегда получали баллы выше районных показателей. Так с 2018 года средней балл по русскому языку составляет более 70 баллов, по профильной математики – 56,7 баллов, по базовой математике выпускники получают оценку «4». В 2020 году две выпускницы 11 класса сдали экзамен по английскому языку на 90 баллов. Три выпускника по русскому языку набрали на едином государственном экзамене более 90 баллов. В 2020 году средний балл школы по единому государственному экзамену составляет 68,1 баллов.

 

В 2021 году наша школа по результатам основного государственного экзамена по русскому языку и математике вошла в десятку лучших школ Приморского края.

 

В 2002 году опять необходимо было подтверждать ранее выданные лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Процедура проверок нашей школы практически были такими же, как и предыдущая в 1997 году, и в результате этих проверок нашей школе продлевали необходимые документы для ведения учебно-воспитательного процесса.

И каждые пять лет, 2007, 2012, 2017 годах необходимо было подтверждать ранее выданные лицензию и свидетельство о государственной аккредитации.

В 2007 году название нашей школы опять изменилось, она стала называться частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Комашинского»

 

Школа была образована 26 мая 1992 года. В ней было 2 первых класса (29 учеников) и 5 учителей. В настоящее время в ней обучаются 160 учащихся.

Максимальная наполняемость классов составляет 20 человек. Средняя наполняемость классов на сегодняшний момент - 15 человек

На протяжении существования школы в нет второгодников, а количество учащихся, обучающихся на «4» и «5» составляет более 50%. За все годы школа выпустила 413 учащихся 11 класса со средним баллом в 4,4. Из них поступило в вузы 84,1%, а 90 выпускников получили медали за отличную учёбу.

 

В школе работает 22 педагога. Из них 5 учителей отмечены знаком «Почётный работник общего образования». Высшую квалификационную категорию имеют 7 педагогов. Коллектив учителей стабильный. 12 педагогов работают более 20 лет в данном учреждении, 4 педагога – с начала его существования. Коллектив сплочённый, творческий, занят своим самообразованием, непрерывно повышает квалификацию как в очной, так и в дистанционной форме.

 

Беспалова Т.Н., учитель истории, является экспертом по проверке экзаменационных работ на ЕГЭ регионального уровня по истории. Ващенко Н.Н., учитель английского языка и Антонова А.И., учитель русского языка и литературы, являются членами государственной экзаменационной комиссии на ЕГЭ. Кроме этого, Антонова А.И. является руководителем районного методического объединения учителей русского языка и литературы.

 

Кузьменко Е.Г. является руководителем районного методического объединения учителей информатики, а также много лет выполняет обязанности технического специалиста на государственной итоговой аттестации. 6 педагогов привлечены к проведению ГИА в качестве организаторов. Уроки физической культуры в школе ведёт Кузьменко А.А., директор детской спортивной школы.

 

Школа активно взаимодействует с различными образовательными учреждениями, в том числе и учреждениями дополнительного образования, такими как Детская спортивная школа, детский центр творчества «Вдохновение», школа искусств.

 

В школе организованы и действуют 2 методических объединения учителей начальных классов и классных руководителей. Много лет руководителем методического объединения учителей начальных классов школы является Боровик Н.М., оказывающая методическую помощь учителям начальных классов.

 

Педагоги активно участвуют в поселковых, муниципальных и региональных мероприятиях. Беспалова Т.Н., учитель истории, три года готовила команды обучающихся на игру «Коридоры власти» и все три года эта команда являлась победителем.

 

Полосухина Т.В и Ващенко Н.Н., учителя английского языка несколько раз готовили победителей и призёров краевого конкурса «Talentshow», а в 2020 году две выпускницы 11 класса сдали ЕГЭ по английскому языку на 90 баллов.

 

Лелеко Л.С., заместитель директора школы по воспитательной работе и учитель ИЗО, умело раскрывает таланты детей. Ею подготовлены призёры и победители муниципальных и региональных конкурсов рисунков, плакатов, чтецов.

 

Леонова Д.Ю., учитель музыки работает с одарёнными детьми, которые стали победителями и призёрами конкурсов «Легендарный Хасан», «Палитра вокала».

 

Гюрджиева А.В., учитель начальных классов, развивает в детях артистические способности. Ежегодно она готовит театральные постановки и выступает на различных площадках.

 

Нименькая О.П., учитель химии, географии, увлечённо ведёт уроки по своим предметам, заинтересовывает школьников. Каждый год её ученики участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников. В 2021-22 учебном году 2 ученицы её стали участниками регионального этапа ВСОШ.

 

Многие педагоги креативно относятся к обучению и воспитанию детей, ищут нестандартные подходы. Так Кривова Н.Ф. и Кузьменко Е.Г. развивают в детях интерес к интернет технологиям, проводят уроки робототехники.

 

Борщёва О.Г., учитель русского языка и литературы, учит детей самостоятельно мыслить, писать сочинения-рассуждения. В2021-22 учебном года она провела общешкольный конкурс сочинений «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

 

Конарева Т.А., учитель информатики, увлечена шахматами и на протяжении нескольких лет ведёт «Шахматную школу» для детей начальных классов. Она постоянно проводит соревнования на первенство школы по шахматам среди различных групп учеников, привлекает шахматистов посёлка для проведения сеанса одновременной игры.

 

Известна в школе педагог Кузнецова Е.Н., учитель начальных классов, которая искусно создаёт комфортную обстановку, доброжелательную атмосферу с детьми, с коллективом.

 
Все педагоги школы – неравнодушные люди, внимательны к детям, к родителям. Среди них – Лучкина ЮА., которая обладает способностью доверительного общения с детьми, дружеского участия в их жизни. Раменская Т.Н., учитель биологии, классный руководитель выпускного класса, создала творческий, инициативный, дружный класс старшеклассников.

 

Работе педагогического коллектива, высоким образовательным результатам способствуют профессиональные, дружеские, партнёрские отношения. В такой среде идёт воспитание и обучение детей.

 

В школьном учебно-воспитательном процессе активно используется компьютерная техника, интерактивный программно-аппаратный комплекс, ноутбуки, принтеры, ксероксы, комплект робототехники. Каждый класс оснащён мультимедийным комплексом.

Приоритетные направления школы в обучении и воспитании учащихся:

1. Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в школе, обучение учащихся навыкам самообразования.

2. Внедрение современных информационных образовательных технологий.

3. Обучение учащихся работе в тестовой системе как одного из условий самоконтроля, подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации.

4. Работа по развитию одарённости и адаптивных возможностей учеников.

5. Развитие творческих способностей обучающихся.

6. Организация тесного сотрудничества с родителями.

7. Формирование у учащихся целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний.

 

Основа учебной деятельности – личностно-ориентированный подход и дифференцированная работа с учащимися.

Совершенствование проектного метода в работе школы - одно из направлений научно-исследовательской деятельности учащихся.

Формирование навыков самоконтроля, как одного из средств развития личности.

Содействие развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

 

Реализуемые уровни образования в школе: 

 

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности

 

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося -формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению.

 
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности. 

Одним из приоритетных направлений в деятельности учреждения является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий.

 

В школе разработана, утверждена и апробирована модифицированная программа «Дошкольник», регламентирующая деятельность предшкольного образования.

 

Целью программы является обеспечение равных стартовых возможностей для детей, поступающих в первый класс, развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. 

 

Подготовка детей строится на принципах актуальности, доступности, универсальности, направленности и комфортности.

Педагоги школы, занимая позицию «рядом с ребёнком», объединены общими интересами, уважают и дополняют друг друга, осуществляют гуманистическую стратегию обучения и воспитания. Признание личности развивающегося человека в качестве высшей социальной ценности, учёт своеобразия и уникальности каждого обучающегося – главный личностный подход к обучению и воспитанию. Благоприятный психологический климат школы даёт учащимся положительный опыт взаимодействия в разновозрастном коллективе.

 

Предметно-эстетическая среда школы способствует осознанному осмыслению мира и позволяет им реализовывать свой творческий потенциал при проведении школьных событий. Различные формы организации обучения и воспитания включают обучающихся различного уровня в разнообразную, творческую, общественно-значимую для их возраста и индивидуальных особенностей деятельность, такую как праздники, акции, выставки, викторины, шахматные турниры, концерты, торжественные линейки, классные часы, диспуты, конференции.

 

Учащиеся школы принимают участие в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах.

 

Воспитание толерантности и личностных качеств, необходимых для проживания в разновозрастных отрядах, реализуется в осенних спартакиадах, спортивно-развлекательных соревнованиях «Малая олимпиада». Для проведения этого мероприятия все учащиеся школы распределяются по командам так, что в каждой из них находятся школьники всех возрастных групп. Таким образом, разновозрастная команда представляет собой своеобразную семью, где представлены учащиеся разных возрастов и осуществляется воспитание ответственности каждого за всех и всех за одного.

 

Стало хорошей традицией в школе подводить итоги исследовательской и проектной деятельности учащихся на февральских ученических научно-практических конференциях. Особенностью этих конференций является то, что на них представлены работы учащихся всех возрастных групп. На школьной научно-практической конференции работают три секции: гуманитарная, естественно-научная и учащихся 1-4 классов.

 

В школе создана система общественного управления учреждением – общешкольный родительский совет. Он полномочен утверждать план развития школы, инновационных программ, сметы доходов и расходов школы на календарный год, отчёты о квартальных и годовых доходах и расходах, смету косметического ремонта и т.д.

 
В школе существует благоприятная атмосфера общения, направленная на созидание творчества во всех проявлениях школьной жизни и на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель-ученик-родитель».