Структура и органы управления образовательной организацией

 

 
 

Руководители органов управления


Директор учреждения  -  Пешкова Ольга Владимировна

 

Заместитель директора по учебно-методической работе – Кузьменко Е.Г.

 

Заместитель директора по воспитательной работе – Лелеко Л.С.

 

Заместитель директора по инновационной деятельности – Антонова А.И.

 

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе – Стасюк Г.Н.

 

Педагог-психолог – Перепелица И.В.

 

Все органы управления расположены в Приморском крае, Хасанском районе, пгт. Славянка, по ул. 50 лет Октября 10-А


Все органы управления имеют рабочий телефон: 8 (42331) 46-1-20


Все органы управления имеют электронный адрес: sc-10A@mail.ru

 

Учреждение имеет официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": schoolkom.ru

 



 

Органы управления учреждением


Управление учреждением осуществляется на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации, Уставом общеобразовательного учреждения, нормативно-правовыми документами Министерства образования, педагогического Совета и органов общественного самоуправления учреждением.

Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и оптимальность, связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой - модульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами учащиеся.

Децентрализация системы управления учреждением способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления учреждением функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:

полный охват направлений работы;


координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;


адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших;


использование в управлении учреждением современных информационных технологий;


оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.


Структура управления в учреждении построена с целью обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в интересах всех участников этого процесса.

Управление учреждением невозможно без серьезной аналитической базы. Объектами управленческого анализа в учреждении являются все основные сферы образовательной практики: процесс обучения и воспитательная работа, система управления, материально-техническое и кадровое обеспечение, взаимодействие с общественностью.

Основными стратегическими задачами, над решением которых работает руководство учреждением, являются:

 

повышения качества образования;

улучшение условий обучения детей;

совершенствование профессиональной компетенции педагогов;

расширение ресурсной базы учреждения;

принятие управленческих решений.

 

Тип управления, сложившийся в учреждении, основан на методологии деятельностного подхода и рассматривает управление как взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой.

Основными характеристиками системы управления в учреждении являются:

 

коллегиальное выстраивание модели образовательного процесса;

 

предоставление прав и личной ответственности каждому участнику в принятии управленческих решений;

 

возможность обмениваться оперативной информацией;

 

творческое сотрудничество;

 

оптимальное взаимодействие управленцев с участниками образовательного процесса;

 

гибкий демократический стиль руководства.

 

на базе объективных закономерностей, учет которых облегчает управленческую деятельность и направляет процесс на положительный результат, сформированы принципы: целенаправленности и адресности (определяются цели с дальнейшим прогнозированием, программированием; создаются модели желаемого результата).

Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена матричная структура управления, в которой выделяется 4 уровня управления:

первый уровень - директор - главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус. Субъекты управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений;

второй уровень - заместители директора образовательного учреждения, которые объединяется в координационный совет учреждения. Каждый член координационного совета интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой. Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.

третий уровень - методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано;

четвертый уровень – классные руководители, воспитатели педагоги дополнительного образования, руководители школьных творческих групп, которые, с одной стороны, выполняют организационно-управленческие функции, взаимодействие с органами общественного управления и самоуправления, а также с родителями, а с другой стороны, осуществляют контроль и самоконтроль изменений в учебно-воспитательном процессе и формируют, и развивают деловые качества учащихся. Руководство на этом уровне часто совпадает с лидерством, влияние которого шире по значению и богаче по содержанию, чем обычное управленческое влияние.


Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.

С целью осуществления связей в структуре управляющей системы: педагогический совет (первый уровень) рассматривает наиболее актуальные проблемы, методический совет (второй уровень) рассматривает реализацию и выбор средств для решения выявленных проблем, а методические объединения (третий уровень) – конкретизируют решение этих проблем в преподавании учебных предметов.


В учреждении разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другого.

Такая работа по организации грамотного управления направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную подготовку выпускника учреждения во всем многообразии этого понятия, имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных, духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе - основной критерий оценки эффективности системы управления.

 

Другие критерии оценки эффективности управленческой модели предполагают учет:

динамики квалификационного уровня педагогов;


эффективности внедрения методов дифференциации и индивидуализации в педагогический процесс;


информационного обеспечения, компьютеризации образовательного учреждения;


уровня согласованности действий между структурными подразделениями учреждения для достижения конечной цели - подготовки выпускника к деятельности в реальных условиях жизни нашего общества;


промежуточная оценка эффективности спроектированной структуры управления основывается на результаты промежуточной аттестации обучающихся, изучение воспитанности, а также по результатам, достигнутым обучающимися на олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и т.п.


В основе принятия управленческих решений выделяются два направления:

 Учебно-воспитательный процесс:

контроль за выполнением программы всеобуча;

 

контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного стандарта образования;

 

контроль за реализацией права учащихся на получение образования;

 

контроль за состоянием трудового воспитания и профориентации обучающихся;

 

контроль качества знаний, умений и навыков учащихся;

 

контроль за внеклассной работой по предметам;

 

контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе.

Педагогические кадры:

контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;

 

контроль за работой методических объединений;

 

контроль за выполнением решений педагогических и методических объединений;

 

контроль за самообразованием учителей;

 

контроль за состоянием методической работы;

 

контроль за повышением квалификации учителей.

 

Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения.

Учреждение уже несколько лет работает в режиме развития, поэтому организационная структура управления строится по линейно-функциональному типу с элементами матричной. При линейно-функциональной структуре управления связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Наличие элементов матричной структуры отражает субъекты управления, которые создаются временно для решения той или иной инновационной задачи и распускаются после ее решения. Элементы матричной структуры вводятся в сложившуюся линейно-функциональную структуру на какой-то срок и, как правило, не изменяют число уровней в вертикальной иерархии. Исходя из анализа схемы управления учреждением, можно выделить три уровня внутришкольного управления: администрация, учителя, учащиеся. На каждом из них по горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп, секций, клубов и т.п., которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой.

Уровень администрации - уровень директора и его заместителей.

Здесь происходят самые существенные изменения организационной структуры в учреждении. Наряду с традиционными субъектами: общешкольная конференция, собрание трудового коллектива, педагогический Совет, совет родителей, совет учеников, формируется новый общественный полюс управления в лице совета по стратегии развития учреждении.

Уровень учителей - уровень учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей и т.п. На рассматриваемом уровне предполагается создание новых организационных структур: временных творческих лабораторий и научно-исследовательских групп и коллективов, методических советов, проблемных семинаров и др.

Уровень учащихся - здесь обучающиеся создают свои структуры: органы управления, советы, комитеты, комиссии, секции, клубы и объединения, могут создаваться структуры, куда входят педагоги и обучающиеся.

Усложнение функций современного образовательного учреждения, изменение содержания и условий ее деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнение труда руководителей, определили потребности в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности директора учреждения,  направленной на решение нетрадиционных организационных задач в системе "администрация - учитель - учащийся - родитель". Все это поднимает функционирование учреждения на новую, более высокую ступень и предъявляет качественно новые требования к управлению учебно-воспитательным процессом, ее руководителям и их организационно-педагогической деятельности.

Теоретическое и аналитико-коррекционное обеспечение развития учреждения составляет функцию педагогического Совета, методическое и информационное обеспечение осуществляют школьные методические объединения. Функция организационного материального обеспечения возлагается на координационный совет, учреждения в обязанности которого входит мобилизация всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей) на реализацию образовательной программы и развитие учреждения.

Особое место в организационно-педагогической деятельности директора занимает координационный совет при директоре, который может иметь форму планерки, оперативного совещания, административного совета или расширенного совещания с приглашением руководителей общественных организаций и отдельных членов школьного коллектива.

Координационный совет при директоре позволяет осуществлять систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в учреждении и его результатах, об уровне и качестве управления им и на основе ее оперативного анализа вырабатывать и своевременно принимать меры по повышению результативности работы педагогического коллектива и управленческого аппарата.

Система управления учреждением отражает как вертикальные, так и горизонтальные связи, что свидетельствует о ее демократизме, сочетании централизации и децентрализации. От четко скоординированной, спланированной и организованной работы всех звеньев системы управления школы зависит результативность процесса образования, который включает в себя обучение и воспитание школьников.

Управление образовательным процессом осуществляется через систему внутришкольного контроля, систему мониторинга за качеством преподавания и уровнем обученности учащихся, состоянием их здоровья, уровнем воспитанности и развитием познавательной деятельности учащихся. Полученные результаты мониторингов и контроля позволяют принять правильное управленческое решение по регулированию и коррекции образовательного процесса. Контроль осуществляется на диагностической основе с использованием технологических карт, схем анализа уроков и результатов деятельности учащихся, информационных технологий, анкетирования и обобщения полученных результатов. Функцию контроля выполняет либо учитель, либо председатель МО, либо администрация, либо сам ученик. Рефлексивный подход в управлении образовательным процессом позволяет повысить его качество и результативность.

Воспитательные задачи учителя, обеспечивающие эффективное управление образовательным процессом, является знание ученика, его способностей, интересов, психологических и физиологических особенностей.

Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор учреждения определяет совместно с педагогическим советом стратегию развития учреждения, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Общее собрание трудового коллектива учреждения; утверждает план его развития. Директор учреждения несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности учреждения, создает благоприятные условия для его развития. 

Директор школы:

действует без доверенности от имени учреждения, представляет ее интересы во всех органах, учреждениях и организациях;

 

распоряжается имуществом учреждения в пределах прав, предоставленных ему действующим законодательством Российской Федерации и обеспечивает рациональное использование финансовых средств;

 

выдает доверенности;

 

открывает лицевые счета в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

 

заключает договоры, в том числе трудовые договоры;

 

осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников, поощряет работников учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;

 

несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;

 

утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним;

 

несет ответственность за деятельность учреждения перед учредителем;

 

утверждает локальные нормативные акты;

 

утверждает цены на платные услуги учреждения по предварительному согласованию с учредителем.

 

Совмещение должности директора с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) в учреждении или вне ее - не допускается.

Управление учреждением осуществляется через скоординированную структуру управленческих единиц. 

К управлению учреждением привлекаются все участники образовательного процесса:

педагоги (общее собрание коллектива, педагогический совет, заместители директора по УВР, ВР, заместитель директора по хозяйственной работе);

 

ученики учреждения;

 

родители (родительский совет учреждения, общешкольное и классные родительские собрания,  и классные родительские советы).

 

В школе функционируют служба социального, психолого-педагогического сопровождения. порядок их деятельности определяется соответствующим положением.

Общее собрание трудового коллектива собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Общее собрание заслушивает отчеты директора, заместителей директора; помогает в организации досуга коллектива; решает вопросы о представлении работников учреждения к наградам различного уровня.

Педагогический совет учреждения(далее педагогический совет) – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников, включая совместителей, под председательством директора учреждения. Председателем педагогического совета является директор. Директор назначает своим приказом секретаря педагогического совета. Работа педагогического совета регламентируется положением о педагогическом совете.

Педагогический совет собирается директором по мере необходимости, но не реже пяти раз в год. Внеочередное заседание педагогического совета проводится по требованию не менее одной трети педагогических работников.

Решение педагогического совета является правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третьих педагогических работников. Решения педагогического совета оформляются протоколом, подписываемым председателем и секретарем.

Педагогический совет проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы:

производит обсуждение различных вариантов содержания образования, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации;

 

организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

 

принимает решение о проведении в данном году промежуточной аттестации обучающихся в форме экзаменов или зачетов;

 

принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс, а также об его оставлении на повторное обучение в том же классе, продолжении обучения в форме семейного образования и исключении обучающегося из учреждения;

 

принимает решения о награждении обучающихся в учреждении;

 

обсуждает годовой календарный учебный график.

 

В учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, мастерства педагогических работников в наиболее оптимальных для школы формах. С этой целью в учреждении создаются школьные методические объединения, действующие на основании положения о методическом объединении.

К компетенции методических объединений относится:

организация деятельности, направленной на удовлетворение информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей субъектов системы образования учреждения;


содействие выполнению целевых, федеральных, региональных, муниципальных и школьных программ; обновлению структуры и содержания образования, педагогического мастерства педагогов;


организация проведения семинаров, организационно-деятельностных игр, практикумов, мастер-классов;

выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта;


предварительное рассмотрение и утверждение планов семинаров, конференций, рабочих программ;

организация и проведение методической работы по предмету (предметам);


организация внеклассной деятельности обучающихся;


анализ результатов образовательного процесса.


Творческие группы учителей - временная группа педагогического коллектива, объединяющая учителей одного или различных предметов. Состав группы выбирает руководитель, организующий разработку и реализацию данной проблемы.

Творческие группы учителей создаются:

- для решения определённой учебной или воспитательной проблемы;

- готовят рекомендации по использованию созданного опыта.

 

Родительский совет учреждения

Непременным условием развития учреждения является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. В учреждении работает выборный родительский совет, решающий вопросы создания благоприятных условий образования и воспитания школьников, а в каждом классе - классный родительский совет. Таким образом, организуя воспитательное взаимодействие с семьей, педагогический коллектив решает задачи:
- создание в учреждении комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- достижения нравственно-педагогического и духовного единства родителей;
- формирование отношений сотрудничества, взаимного уважения и доверия

Родительский совет создаётся в целях привлечения родительской общественности к активному участию в жизни учреждения, укрепления связей между учреждением и семьей, реализации прав родителей на участие в управлении учреждением, который действует на основании положения о родительском совете.

Деятельность родительского совета учреждения:

вносит на рассмотрение органов самоуправления учреждением предложения по организации и проведению внеклассной работы с обучающимися, по организационно-хозяйственным вопросам, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями;


устанавливает связи с административными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями по вопросам оказания учреждению помощи в проведении воспитательной работы, укреплению ее материально-технической базы;


принимает меры общественного воздействия по отношению к родителям обучающихся, не выполняющим законодательство об образовании, нарушающим права обучающихся;


участвует в работе по профориентации обучающихся путем организации экскурсий на производство, встреч с людьми разных профессий;


участвует в работе по контролю за организацией питания обучающихся.

 

Ключевые приоритеты развития управленческой деятельности:

развитие условий для обеспечения качественного и доступного образования в учреждении  через вариативность образовательных программ, создание условий для внедрения новых моделей и технологий образовательного процесса, развитие институциональной информационной образовательной среды, совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования;


рост профессионализма педагогических работников через повышение квалификации педагогических кадров, повышение эффективности использования педагогического потенциала «лучших учителей», совершенствование мотивационно-стимулирующих механизмов;


развитие условий для сохранения здоровья обучающихся и педагогов, через совершенствование здоровьесберегающих условий, организацию с обучающимися различных форм работы по пропаганде ЗОЖ, профориентации и социализации личности, совершенствование организации школьного питания;


совершенствование условий для работы с одаренными детьми через моделирование системы учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию и самоопределению личности;


развитие безопасной среды и информационно-образовательной сети через его совершенствование, расширение применения информационно-коммуникационных технологий для различных подразделений учреждения, приобретение современного противопожарного оборудования, внедрение видеонаблюдения, переоснащение учебных кабинетов в соответствии с последними требованиями педагогической науки;


развитие форм общественного участия в школьном управлении и совершенствование системы взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом через совершенствование механизмов включения родителей в процесс управления учреждением.

 



 
2. Коллегиальные органы управления: