метод проектов

 

Метод проектов

Метод проектов мы понимаем как способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, социальную деятельность, управление и т. д. таким образом, чтобы достичь результата оптимальным способом.

Алгоритм проектной деятельности

Е.С. Полат определяет метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технология), которая должна завершитьсявполне реальным, осязаемым практическимрезультатом, оформленным тем или иным образом[1]. Взависимости от доминирующего вида деятельности учащихся Е.С. Полат выделяет следующие типы проектов:

исследовательские, логика которых полностью подчинена логике исследова­ния и имеют структуру, приближенную или полностью совпадаю­щую с подлинным научным исследованием;

творческие, требующие творческого под­хода, хотя в этом смысле любой проект можно назвать творческим (оформление результатов проекта в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и т.д.);

ролевые, характер и содержание которых совпадает с ролево-игровой деятельностью (литературные персонажи или выдуман­ные герои имитируют социальные или деловые отношения);

прикладные(практико-ориентированные), отличающиесячетко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, ориентированным на их социальные интересы (документ, созданный на основе полученных результатов ис­следования по экологии, биологии, географии, и т.д.; аргументированное объяснение какого-то физического, хи­мического явления; проект зимнего сада школы и т.д.);

ознакомительно-ориентировочные (информационные), направленные на сбор информации о каком-то объекте; зачастуюинтегрирующиеся в исследовательские проекты.

В.Д. Симоненко предложил иную типологию проектов, классификационным признаком которой является содержание проектов[2]:

-интеллектуальные, включающие описание модернизирован­ных, оригинальных новых технологий обработки материа­лов, продуктов, почвы; программы для ЭВМ; дизайнерские обработки учебных, жилых и производственных помеще­ний и т.п.;

- материальные, ожидаемым результатом которых являются:инструменты, при­способления, бытовые устройства, средства малой механи­зации и автоматизации, учебно-наглядные пособия и т.д.;

-экологические: очистка загрязненных производст­венных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоемов; сбор и использование вторичного сырья для из­готовления объектов труда учащимися;

- сервисные: сбор, оформление и представление информации; обслуживание и ремонт оборудования; ре­монт и благоустройство жилья;

-комплексные, включающие интеллектуальные, ма­териальные, экологические и сервисные составляющие.

 

Таблица 10 – Последовательность (этапы) выполнения творческого проекта

Название этапа

Содержание работы

Постанов­ка пробле­мы

Учитель ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требования к проектам, тех­нологию их выполнения и критерии оценивания

Исследо­вание, заимство­вание идей.

 

 

 

 

 

Обоснова­ние темы проекта

 

Опираясь на собственные знания и анализируя источни­ки информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, теле- видео- радиоинформацию, рек­ламные буклеты, справочники и др.), учащиеся иссле­дуют потребность в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т.д.; проводят мини-маркетинговые исследования.

Определение темы проекта, количества участников. Анализ предстоящей деятельности - составление "схемы обдумывания" (схематичное изображение состав­ляющих творческого проекта). Распределение задач между участниками проекта

Исследование объекта проектирования

Исследование истории проекта, конспектирование. Художественное моделирование: выполнение набросков, эскизное проектирование (эскизы альтернативных моде­лей изделий), изготовление наглядных рисунков, черте­жей. Дизайн-анализ, определение достоинств и недос­татков альтернативных моделей и вариантов

Развитие идей

Анализ и синтез лучших идей. Выбор и развитие из мно­гих вариантов наиболее подходящего решения (модели). Разработка рабочего эскиза модели с описанием. Де­тальное исследование и оценка возможностей (интел­лектуальных, материальных, финансовых):

• выбор материалов, инструментов, оборудования;

• предварительные экономические расчеты себестоимости;

• мини-маркетинговые исследования (если изделие производится с целью реализации);

• экологические ограничения и достоинства проекта, безопасность труда и т.п.

Конструирование, техническое моделирование, изготов­ление выкроек

Планирование

Разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна. Уточнение и построение четких планов. Определение критериев контроля. Разра­ботка технологических карт

Организация и технология изготовления изделия.

Организация рабочего места. Техно­логическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности

Эколого-экономическое

обоснование

Проведение экологической экспертизы изделия. Подсчет себестоимости изготовленного изделия, пред­полагаемых прибыли и сроков окупаемости (если изделие изготавливается для продажи). Разработка (при необходимости) бизнес-плана, рекламы, товарного знака изделия (услуги). Выбор рынка для реализации проекта. Возможные идеи дальнейшего совершенствования

Подведе­ние итогов

Подготовка документации к защите. Самооценка проекта (достоинства и недостатки, само­оценка результатов). Перспективы производства

Защита проекта

Доклад и демонстрация; ответы на вопросы

 

Содержание этапов творческого проектирования

1. Постановка проблемы.

Учитель или ученики ставят проблему; учитель предлагает банк проектов; раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания. Главная задача на этой ступени - выявить из множества проблем несколько наиболее существенных. Результаты первой ступени записываются, и осуществляется переход ко второй.

2. Осознание проблемной области.

Итак, перед учеником список выбранных проблем. Решать сразу все - очень сложно. Поэтому на данном этапе необходимо выбрать одну. Для этого придется ответить на вопрос: проблема какой области всего важнее? Возможно, самое главное - приносить радость и пользу людям. Тогда необходимо работать в этом направлении и выполнять проект, результаты которого смогут порадовать окружающих.

3. Выявление конкретной потребности. I-е мини-исследование.

К началу третьего этапа выполнения проекта уже ясно, какая стоит проблема и в какой области необходимо вести работу. Далее нужно выявить: что же конкретно требуется? Для этого следует провести мини-исследование, в процессе которого "примеряется" каждая потребность к себе, исследуется ее возможное решение и определяется степень надобности.

4. Определение конкретной задачи и ее формулировка.

Имея конкретную потребность, легко сформулировать конкретную задачу. То есть, если на данном этапе человек нуждается, например,в спортивной сумке,то задачу можно сформулировать следующим образом: сконструировать и изготовить спортивную сумку.

5. Выявление основных параметров и ограничений.

Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придется работать. Поэтому сразу необходимо определить основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями. Например, это может выглядеть следующим образом:

Разрабатываемая спортивная сумка должна:

- не превышать размеров 50 х 25 х 25 см;

- иметь низкую себестоимость;

- быть многофункциональной и универсальной; иметь красивый, эстетический вид и т.д.

6. Выявление традиций, истории, тенденций. 2-емини-исследование (выявление традиций, истории, тенденций).

Очевидно, не стоит "заново изобретать велосипед". Это бесполезная и никому не нужная работа. Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то свое, новое, оригинальное, неповторимое, опираясь при этом на уже имеющееся, с учетом качества и современных требований. Данное исследование поможет в этом.

7. Построение схемыобдумывания. 3-е мини-исследование.

Оно заключается в составлении "схемы обдумывания". Надо взять ручку и лист белой бумаги. В центре листа необходимо написать название изделия, которое необходимо, а дальше по сторонам (как лучики солнца) описываются:

1. Какие материалы понадобятся при выполнении работы?

2. Какие необходимы инструменты и оборудование? Из всего перечисленного отдельно записать:

а) есть в наличии у тебя;

б) есть в школьных мастерских.

3. Необходимо уяснить модель, размеры, форму изделия и записать.

4. В каком стиле будет изделие (изобретение), соблюдает ли оно традиции и современную моду.

5. Будет ли дизайн изделия сочетаться с интерьером, для которого предназначен, и с другими потребностями.

6. Необходимо кратко записать все этапы моделирования и конструирования.

7. Обязательно поэтапно записать всю технологию изготовления. При написании пунктов 6 и 7необходимо учитывать технику безопасности и выделить самое существенное.

8. В конце работы необходимо подсчитать первоначальную себестоимость, чтобы проект не был убыточным.

8. Выработка идей, вариантов, альтернатив.

После составления "схемы обдумывания" осуществить переход к 4-му исследованию «Выработка идей, вариантов, альтернатив». Для этого надо еще один чистый лист. На нем необходимо записать все идеи, возникшие по данной проблеме. Они могут быть записаны в виде фраз, отдельных слов, нарисованы в картинках или эскизах. Не­обходимо найти оптимальный, альтернативный вариант из всех идей и перейти к 5-му исследованию.

9. Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта.

Всем идеям необходимо вынести вердикт "да" или "нет". Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: доступность, себестоимость, обеспеченность материалами, трудоемкость. Когда твердо оценена с этих сторон каждая из выбранных идей, легко найти и остановиться на самой лучшей.

10. Выбор материала. « Схема обдумывания».

Это сложный этап, т.к. не всегда известны качества и свойства различных материалов. Необходимо записать несколько наименований необходимых материалов и каждый из них обсудить с родителями и учителями.

11. Выбор инструмента, оборудования.

Выбор инструмента и оборудования аналогичен 10-му этапу, лучше его начинать писать сразу с кем-то из взрослых. У них опыта больше, и они подскажут оптимальные и лучшие приспособления (инструменты) для выполнения творческого проекта.

12. Разработка технологического проекта.

Этот этап требует повышенного внимания, усидчивости. При выполнении 7-го этапа кратко записывались этапы технологии изготовления изделия. Вместе с учителем (но сначала продумать, почитать учебники и книги самостоятельно, разобрать каждый этап отдельно) необходимо обсудить все технологические этапы, определить ошибки, которые всегда можно заметить самостоятельно, да и знаний учащегося может быть недостаточно для выполнения различных этапов технологического изготовления. Обсудив с учителем 3-х последних этапа (10, 11, 12), необходимо перейти к конкретным действиям.

13. Организация рабочего места.

Необходимо организовать рабочее место. При этом надо учитывать следующие факторы: освещенность; проветриваемостъ (и наличие вентилятора); оборудование рабочего места; соблюдение технических норм и правил безопасности и т.д.

14. Экономическое и экологическое обоснование.

Надо подсчитать себестоимость изделия, пользуясь специальной литературой по экономике. При этом можно опираться на пункт 9. Пункт 10 поможет при экологическом обосновании проекта.

15. Контроль качества.

Существуют определенные критерии проверки и оценки качества творческого проекта. При изготовлении изделия необходимо постоянно следить и выполнять их.

16. Выполнение технологических операций.

Следует еще раз проанализировать все этапы технологического процесса и приступить к работе. При этом не следует забывать о технике безопасности, охране труда и критериях качества.

17. Коррекция.

Необходимо вернуться к 5-му и 8-му этапам и сравнить выполненный проект с тем, который был задуман и нарисован. Если есть недочеты, то следует подкорректировать их или устранить.

18. Контроль, испытание.

Испытать изготовленное изделие надо сначала самостоятельно, а после с учителем и друзьями. Они проконтролируют и дадут свою оценку проекту.

19. Записи, реклама.

Необходимо все действия (этапы) зафиксировать на бумаге в чистом виде. В самом начале записей должны быть товарный знак, название компании и небольшой рекламный проспект.

20. Оформление.

Ознакомиться с требованиями к оформлению проекта и приступить к работе.

21. Самооценка.

Вернуться ко 2, 4 и 7-му этапам. Проанализировав их, надо дать самооценку. При этом необходимо учитывать: сделано ли то, что запланировано, получился ли проект, доволен ли им автор, хочет ли что-нибудь в нем исправить. Ответив на все эти и подобные вопросы, легко оценить собственную работу.

22. Защита проекта.

Выполнив все перечисленные выше этапы, можно прекрасно защититься, т.к. выполняемому будет известно все "от А до Я".

Защита проекта

Для составления выступления по защите выполненной проектной работы могут быть использованы следующие рекомендации:

- объявить название выполненного проекта, показать или продемонстрировать его;

- доказать актуальность решенной проблемы;

- рассказать о выполненном изделии: его назначении, конструкции, способе применения, дизайне, сфере использования и т.д.;

- указать на достоинства вы­полненной проектной работы и недостатки, которые могли присутствовать при выборе факторов, влияющих на изготовление изделия, оборудования или средств, основных составляющих дизайна, себестоимости изделия и т.д.;

- указать, какие факторы подлежат изменению, в случае повторного выполнения проекта, с целью улучшения его качества, эстетического восприятия, большей аргументированности выводов;

- рассказать о новых знаниях и умениях, сформированных при выполнении проекта, перечислить источники нахождения информации;

-объявить окончательную себестоимость изделия исделать вывод о целесообразности его выполнения;

- объективно оценить выполненную проектную работу.

Критерии оценивания выполненных проектов:

- аргументированность выбора темы, обоснование потребно­сти;

- практическая направленность проекта,значимость выполнен­ной работы;

- субъективная, объективная новизна проекта: оригинальность и новизна в конструкции, используемых материалах, теоретических подходах и т.д. ;

- технологическая грамотность,выражающаяся в умении выбора оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных;

- проектная грамотность, характеризующаяся способностью к интегрированию знаний и производству новых;

- качество изделия;

- органичность и целостность внешней формы;

- удобство в использовании, безопасность;

- экономичность и экологичность изделия;

- степень сложности и трудоемкости;

- степень активности участников проекта в его выполнении с учетом их индивидуальных возможностей;

- аргументированность и убедительность выводов;

- внешнее оформление проекта;

- умение вести диалог с оппонентом: умение слушать и понимать другие точки зрения, сомневаться в своей точке зрения,умение вступать в диалог.

Планирование проекта «Визитная карточка»

Продолжительность проекта - 10 часов.

Класс – 9-ый.

Тип проекта - прикладной (практико-ориентированный).

Доминирующая в проекте деятельность – прикладная (практико-ориентированная), исследовательская.

Предметно-содержательная область – межпредметный проект, который может быть проведен в рамках следующих ориентационных курсов: «Дизайн», «Человек и книга. Полиграфические технологии», «Делопроизводство. Офисные технологии»[3].

Количество участников проекта – 6 - 8 человек (групповой проект).

Цель проекта:

- формирование дизайнерского подхода к решению проектных задач;

- формирование творчески думающей личности;

- подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.

Задачи проекта:

- изготовить визитную карточку;

- обеспечить самостоятельность иинициативность учащихся в решениитворческих задач;

- формирование исследовательских, проектировочных умений.

9.Планируемые результаты: выполнение визитных карточек, выставка творческих работ учащихся.

 

 

Таблица 11 – Методика выполнения проекта «Визитная карточка»

Кол. часов

Название этапа.

Тема. Содержание работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

Организационно-подготовительный этап

Вводное занятие.

Планирование предстоящей деятельности.

Выявление потребности у учащихся в выполнении данного проекта. Выделение из класса для этой цели группы учеников. Определение проблемы. Разработка последовательности выполнения проекта (этапов проектирования). Составление схемы «Факторы, влияющие на изготовление визитной карточки». Организация мозгового штурма, в результате которого определяются направления поисковой деятельности учащихся

Учитель знакомит учащихся с предлагаемой темой проекта, кратко излагает сведения о визитных карточках, видах, их назначении. Демонстрирует банк проектов визитных карточек. Выявляет потребности учащихся в выполнении проектной работы, ее актуальности, подводит их к формулированию темы, задач проекта, выбору направления деятельности. Организует мозговой штурм по выявлению факторов, влияющих на выполнение макета визитной карточки

на уроке

дома

Учащиеся слушают учителя, участвуют в беседе, обсуждении темы проекта, формулировании задач проектной работы, записывают этапы проектирования, выдвигают идеи при мозговом штурме, оформляют схему 1. Распределяют задания по поиску информации, необходимой для создания макета визитной карточки, определения ее себестоимости

 

 

Работают с литературой в библиотеке, ведут поиск информации в Интернете. Обсуждают с родителями объект проектирования, выявляют потребности родителей в визитной карточке

2

2

Организационно-подготовительный этап

Исследование объекта проектирования.

Анализ и систематизация найденной информации. Предварительный подсчет себестоимости изделия

Учитель организует деятельность учащихся в группе. Уточняет, дополняет доклады учащихся. Организует работу учащихся по предварительному подсчету себестоимости визитной карточки

Учащиеся выступают в группе перед участниками проекта с сообщениями по найденной теме, выслушивают доклады других учеников, задают вопросы, уточняют, обмениваются найденной информацией. Учащиеся распределяют задания по систематизации материала - составление схем 2, 3

Учащиеся еще раз знакомятся со всей информацией, касающейся изготовления визитной карточки. Производят выбор объекта проектирования – вида визитной карточки, то есть производят анализ и синтез лучших идей, выбор оборудования и средств. Составляют схемы 2,3

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологический этап

Технология изготовления визитной карточки.

Выполнение макета визитной карточки на бумаге. Развитие идей. Работа на компьютере с программой «Картмейстер», позволяющей создать макет визитной карточки и напечатать ее

Учитель организует работу учащихся по созданию макета визитной карточки, поясняет, корректирует. Объясняет учащимся работу программы «Картмейстер» по созданию визитной карточки

Выполняют макет визитной карточки на бумаге согласно требованиям дизайна. Работают на компьютере с программой «Картмейстер»

 

 

 

 

Учащиеся подготавливают документацию к оформлению проектной работы, готовятся к ее защите. Работают на компьютере с программой «Картмейстер»

 

 

4

 

2

Заключительный этап

Защита творческого проекта.

Выступление учащихся с докладами по защите проекта. Организация творческой выставки визитных карточек

Учитель организует доклады учащихся, слушает, оценивает. Организует творческую выставку визитных карточек

Докладывают, демонстрируют, задают и отвечают на вопросы, оценивают работы, оформляют выставку творческих работ

Обсуждают с родителями выполненные проектные работы

 



[1] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.