Положение о профессиональной этике

 

Положение
о нормах профессиональной этики педагогических
работников частного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы «Комашинского»

 
I. Общие положения
 
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 24.07.2023 г, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Рекомендации ЮНЕСКО "О положении учителей" (принятой 05.10.1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей), Декларации профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей (принятой на третьем международном конгрессе Всемирной организации учителей и преподавателей состоявшемся 25-29 июля 2001г.
1.2. Положение представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях советской и российской школы, а также на международных стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими должности и который является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести каждого педагогического работника образовательной организации (далее - организация). Это инструмент, призванный помочь педагогическим работникам ответить на вопросы, связанные с профессиональным поведением и проблемами, возникающими между участниками отношений в сфере образования.
1.3. Настоящее Положение служит целям:
·       повышения доверия граждан к организации;
·       установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей;
·       содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников организации;
·       регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
·       воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
1.4. Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании.
1.5. Знание и соблюдение норм настоящего Положения является нравственным долгом каждого педагогического работника организации и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.
1.6. Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника организации поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.
 
II. Обязательства педагогических работников перед профессиональной деятельностью
 
2.1. Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.
2.2. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:
·       оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа;
·       исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы организации;
·       исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как организации в целом, так и каждого педагогического работника;
·       осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;
·       не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
·       исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
·       уведомлять администрацию организацию обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
·       соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с педагогической деятельностью;
·       соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
·       проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;
·       проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
·       придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на организацию социальных функций;
·       принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
·       быть требовательными к себе, стремится к самосовершенствованию;
·       обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;
·       поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование;
·       соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
·       постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;
·       соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.
2.3. Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь установленных речевых норм.
2.4. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:
·       поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету организации;
·       пренебрежительных отзывов о деятельности своей организации или проведения необоснованные сравнения его с другими организациями;
·       преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
·       проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
·       любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
·       высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных, национальных или конфессионных групп;
·       резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;
·       грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
·       угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
·       поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.
2.5. Педагогическим работникам необходимо принимать необходимые меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
2.6. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.
2.7. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов организации в целом.
 
III. Обязательства педагогических работников перед учащимися
 
3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с учащимися:
·       признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;
·       сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
·       стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;
·       выбирают такие методы работы, которые поощряют в учениках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
·       при оценке поведения и достижений учащихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;
·       защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;
·       принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия;
·       осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;
·       прививают им ценности, созвучные с международными стандартами прав человека;
·       вселяют в них чувство того, что они являются частью взаимно посвященного общества, где есть место для каждого;
·       стремятся стать для них положительным примером;
3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогические работники обязаны воздерживаться от:
·     навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
·     оценки их личности и личности их законных представителей;
·     предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
·     предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей учащихся;
·       отказа объяснения сложного материала, ссылаясь на личностные и психологические недостатки учащихся, а также из-за отсутствия времени для объяснения (при действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации, удобное для обеих сторон);
·       требования дополнительной платы за образовательные услуги (консультации, подготовку к олимпиадам и т.п.);
·       проведения на учебных занятиях явной политической или религиозной агитации;
·       употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения должностных обязанностей;
 
IV. Обязательства педагогических работников перед законными представителями учащихся
 
4.1. Педагогические работники должны быть ограждены от излишнего или неоправданного вмешательства законных представителей учащихся в вопросы, которые по своему характеру входят в их круг профессиональных обязанностей.
4.2. Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями учащихся должны:
·       помнить, что большинство обратившихся, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависит их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе организации в целом;
·       проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
·       выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
·       относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
·       высказываться в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
·       начинать общение с приветствия;
·       выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;
·       разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
·       принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).
4.3. В процессе взаимодействия с законными представителями учащихся педагогические работники не должны:
·       заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
·       перебивать их в грубой форме;
·       проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
·       разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
·       разглашать высказанное учащимися мнение о своих законных представителях;
·       переносить свое отношение к законным представителям учащихся на оценку личности и достижений их детей.
4.4. Прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в образовании их ребенка и поддерживать тем самым процесс обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребенка формы работы.
4.5. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.
4.6. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя учащегося необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
  
V. Обязательства педагогических работников перед коллегами
 
5.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
·     поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения;
·     готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в самом начале своего профессионального пути;
·     помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами организации;
·       поддерживают и продвигают их интересы.
5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:
·       пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
·       предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
·       обсуждения их недостатков и личной жизни.