Положение
об организации
общественно-полезного труда обучающихся
частного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
«Комашинского»
1. Общие положения
1.1.
Настоящее
Положение об организации общественно-полезной деятельности частного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
«Комашинского» (далее – Постановление) разработано в соответствии с
нормативными документами:
– Федеральный
закон от 29 декабря 2012 года№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000
года №163 (редакция от 20 июня 2011 года)«Об утверждении перечня тяжелых работ
и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых
запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
– постановление Минтруда России от 07 апреля 1999 года
№7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе
восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
– постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 года №286 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
– приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 года №287 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
– приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
– приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года №413 «Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
– Федеральный закон от 13.06.2023 № 259-ФЗ « О
внесении изменений в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации»
1.2.
Общественно-полезный
труд является совокупностью действий образовательных отношений, направленных на
реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих
позитивным изменениям в самом человеке, в среде образовательной организации и
во внешней социальной среде, закрепляющих у обучающихся социальные знания,
навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами
образовательно-воспитательной деятельности.
1.3.
Общественно-полезный
труд обучающихся - составная часть общественных отношений, возникающих в сфере
образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением
государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием
условий для реализации права на образование, способствующая личностному и
профессиональному становлению обучающихся. Это добровольная деятельность
обучающихся с согласия их родителей (законных представителей), с 14 лет с
согласия самих обучающихся на благо школы.
1.4.
Обучающиеся при
выполнении общественно-полезного труда должны соблюдать правила техники
безопасности, установленные режимы труда и отдыха, соответствующие их возрасту
и состоянию здоровья.
1.5.
От общественно-полезного труда могут быть
освобождены обучающиеся на основании медицинских справок и иных уважительных
причин (по заявлению родителей).
2.
Основные задачи
Основными
задачами общественно-полезного труда обучающихся являются:
2.1
Формирование у обучающихся осознанной потребности в труде, уважения к
людям труда, заботливого и бережного отношения к окружающему миру, формирование
навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и учебной дисциплин.
2.2. Ознакомление обучающихся на практике с основами
современного производства, формирование интереса к рабочим профессиям,
закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения,
профильной и образовательной подготовки.
2.3.
Формирование представлений об особенностях профессий своего муниципального
образования (региона), их востребованности на современном рынке труда.
2.4. Самообслуживание обучающихся по наведению чистоты
и порядка в здании школы и классных кабинетах.
2.5. Оказание обучающимися посильной помощи в
благоустройстве школы и прилегающей к ней пришкольной территории.
3.
Содержание и организация общественно-полезной деятельности
3.1. Общественно-полезный труд обучающихся основан на
следующих принципах:
– учет интересов и возрастных особенностей,
обучающихся;
– единство учебной и воспитательной работы;
– общественно-полезная направленность;
– творческая инициатива и самостоятельность
обучающихся
3.2. Главными направлениями общественно-полезного
труда являются:
– общественная
работа - активное участие в работе класса, в организации школьных и классных
мероприятий, художественной самодеятельности, спортивной работе;
– дежурство по школе, участие в уборке на территории
школы и на закрепленной пришкольной территории;
– участие в труде по самообслуживанию (поддержание
порядка и чистоты в классе, уборка мастерских, несложный ремонт школьной
мебели; ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий);
– генеральная
уборка помещений школы после каждой четверти (мытье дверей, подоконников,
школьной мебели).
3.3. При организации работы следует учитывать
возрастные особенности учащихся.
3.4. В начальных классах допускается следующая работа:
– в 1 классе -
активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов,
протирание классной доски), в столовой, участие в организации классных
мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных
мероприятиях;
– во 2-4 классах - активное участие в работе актива
класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), в
столовой, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в
художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях, дежурство по школе,
поддержание порядка на закрепленном участке территории гимназии;
3.5. В 5 - 11 классах – активное участие в работе
актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски,
наведение порядка и чистоты в классе), дежурство по школе, в столовой, участие
в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности,
спортивных мероприятиях, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового
порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы,
работа на учебно-опытном участке (при его наличии): уборка мастерских,
несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы,
учебно-наглядных пособий.
3.6. В течение учебного года общественно-полезный труд
обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей (законных
представителей) и обучающихся. С письменного согласия одного из родителей
(попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее
образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого
труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее
образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное
от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его
здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы."
Трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
получивших общее образование и достигших возраста четырнадцати лет, для
выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, либо детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, получающих общее образование и
достигших возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения
образования время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, и без
ущерба для освоения образовательной программы осуществляется с письменного
согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя.
3.7. Письменное согласие родителей об участии детей в
общественно-полезном труде берется при поступлении в школу (или в период
обучения ребенка) и действует в течение всего обучения в школе (в приложении).
3.8. Письменное согласие обучающихся об участии в
общественно-полезном труде может быть получено при достижении ими возраста 14
лет.
3.9. Общественно-полезный труд организуется и
проводится классным руководителем, заместителями директора по учебно-воспитательной,
воспитательной работе, социальным педагогом, завхозом школы.
3.10. График проведения работ определяет классный
руководитель при согласовании с заместителем директора по воспитательной
работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида
проводимых работ и занятости обучающихся.
3.11. Перед выполнением каждого направления
общественно-полезной деятельности проводится собрание (классный час) (или
родительское собрание) обучающихся, на которых обучающихся (их родителей
(законных представителей)) знакомят с видами общественно-полезного труда.
3.12. Возможно освобождение обучающихся, занимающихся
в спортивных, музыкальных, художественных школах, от общественно-полезной
деятельности при совпадении времени организации данных занятий. При наличии у
обучающихся противопоказаний к физическому труду обучающиеся по согласованию с
родителями (законными представителями) могут привлекаться к работе в
библиотеке, оформительской и иной посильной деятельности.
3.13.В ходе организации общественно-полезного труда
могут проводиться акции, направленные на:
– профилактику детского дорожно-транспортного
травматизма;
– профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма,
злоупотребления ПАВ и социально- опасных заболеваний;
– развитие
волонтерского движения, научно-исследовательской и экспериментальной
деятельности;
– проведение шефской работы по оказанию посильной
помощи социально незащищенным слоям населения (ветеранам военных действий,
участникам трудового фронта, одиноким пожилым людям);
– организацию работы кружков культурно-эстетической,
экскурсионно-краеведческой, спортивно-секционной и физкультурно-массовой
направленности.
4. Общие требования безопасности
4.1. Обучающиеся при выполнении общественно-полезного
труда должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда
и отдыха.
4.2. При несчастном случае руководитель
общественно-полезного труда (пострадавший или очевидец несчастного случая)
обязаны сообщить об этом дежурному администратору школы, специалисту по охране
труда.
4.3.В процессе работы обучающиеся должны соблюдать
порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь и инструмент,
соблюдать правила техники безопасности.
4.4. Общественно-полезный труд обучающихся
организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда.
4.5. Обучающиеся допускаются к участию в
общественно-полезного труда после обучения безопасным приемам труда, проведения
с ними инструктажа по технике безопасности.
4.6. Запрещается привлечение школьников к работам,
противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами,
красками, запрещенными органами Роспотребнадзора, опасными растениями, с
подъемом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы для подростков), а
также в эпидемиологическом отношении.
4.7. Запрещается привлечение обучающихся к работам в
ночное время и праздничные дни.
4.8. Ответственные должностные лица несут личную
ответственность за безопасные условия труда обучающихся, их жизнь и здоровье.
4.9. Формы организации общественно-полезной
деятельности обучающихся различны и зависят от его содержания и объема,
постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.
4.10. Руководитель общественно-полезной деятельности
обучающихся обязан:
– нести персональную ответственность за жизнь и
здоровье обучающихся;
– участвовать в разработке плана работы школы на
текущий учебный год и обеспечивать его выполнение;
– составлять график работы и распределять обязанности
между обучающимися;
– проводить инструктажи по технике безопасности со
всеми участниками общественно-полезного труда;
– следить за
соблюдением режима труда и отдыха, санитарно-гигиеническим условиями труда
обучающихся в соответствии с санитарными правилами, утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
года №2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.
Требования безопасности перед началом работы
5.1. Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным
погодным условиям и не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть
светлый головной убор. При работе при необходимости надеть перчатки.
5.2. Проверить исправность рабочего инструмента и
инвентаря.
6. Требования безопасности во время работы
6.1. Соблюдать осторожность при работе с
использованием инструмента и инвентаря, переносить его только в вертикальном
положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не
класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на
себя и своих товарищей.
6.2. Не использовать рабочий инструмент и инвентарь,
предназначенный для работы взрослым. Масса любого рабочего инструмента, используемого
обучающимися до 10 лет, не должна превышать 400 - 600 г, ручки рабочего
инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно
насаженными, немного короче и на 2 - 3 см в диаметре меньше, чем для взрослых.
6.3. При переноске земли, воды и прочее не превышать
предельно допустимую норму переноски тяжестей:
– для обучающихся начальных классов - не более 3 кг;
– для обучающихся 14 лет - девушки - 3 кг, юноши - 6
кг;
– 15 лет - девушки - 4 кг, юноши - 7 кг;
– 16 лет - девушки - 5 кг, юноши - 11 кг;
– 17 лет - девушки - 6 кг, юноши - 13 кг.
6.4. Для предотвращения быстрого переутомления
необходимо чередовать виды работ, а также делать перерыв для активного отдыха.
6.5. Очистку почвы от посторонних предметов (камней,
осколков стекол, кусков металла и пр.) производить только с помощью лопат,
грабель и другого инвентаря, не собирать их незащищенными руками.
6.6. При работе по прополке во избежание порезов рук
работать только в перчатках.
6.7. Запрещается какая-либо работа обучающихся с
ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
7.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
7.1. При выходе из строя рабочего инструмента и
инвентаря или его затуплении прекратить работу и сообщить об этом руководителю
работ.
7.2. При получении травмы сообщить об этом
руководителю работ, который обязан оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить дежурному администратору, специалисту по охране труда, родителям
(законным представителям), при необходимости отправить пострадавшего в
ближайшее лечебное учреждение.
8.
Требования безопасности по окончании работы
8.1. Очистить и сдать на хранение рабочий инструмент
или сельскохозяйственный инвентарь.
8.2. Тщательно вымыть руки с мылом.
9.
Нормативно-организационное обеспечение общественно полезной деятельности
9.1 .Организация и реализация общественно-полезного
труда сопровождаются наличием следующих документов:
– приказ директора школы о назначении ответственного
за организацию общественно-полезного труда
– план-график общественно-полезного труда на текущий
учебный год или летний период, согласованный с Управляющим советом школы и
утвержденный приказом директора;
– обязанности ответственных лиц по направлениям
деятельности;
– инструкции по технике безопасности и охране труда
при выполнении видов практической деятельности;
– протоколы заседаний, родительских собраний, на
которых рассматриваются вопросы организации общественно-полезного труда;
– согласия
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
– журналы проведения инструктажей по технике
безопасности и охране труда; – журнал учета времени практической деятельности
обучающихся.
Положение об общественно-полезн.труде уч-ся(скачать с электронной подписью) [92,11 Kb] (cкачиваний: 6)
Заявление, согласие родителей(шаблон)(скачать) [14,74 Kb] (cкачиваний: 3)