Утверждаю
директор ЧОУ СОШ Комашинского»
____________Пешкова О.В.
«_____» _____________2022 год
Положение
об организации наставничества в общеобразовательной организации в частном
общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе «Комашинского»
1. Общие
положения
1.1. Настоящее Положение об организации наставничества в Учрежденииразработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022
года, распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря
2019 года №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися», письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 №
МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том
числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»), приказом № 789-а от 23.07.2020 Министерства
образования Приморского края, а также Уставом Учрежденияи другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность Учреждения.
1.2. Данное Положение об организации наставничества в Учреждении определяет основные термины, цель, задачи,
регламентирует организацию деятельности программы наставничества и её
результаты, устанавливает права и обязанности наставника и наставляемого лица.
1.3. Под наставничеством в Учреждении понимают разновидность индивидуальной
учебно-воспитательной работы с впервые принятыми педагогами, не имеющими
трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях, или
со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют опыта работы.
1.4. Наставничество в Учреждении выполняет роль систематической индивидуальной
работы педагогического работника, имеющего опыт, по развитию у молодого
специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Таким
образом, молодой специалист приобретает знания в предметной специализации и
применяет методики обучения и воспитания обучающихся
1.5 .наставничество в Учреждении руководствуется:
· ФЗ-273 «Об образовании»;
· Трудовым кодексом Российской Федерации;
· настоящим Положением и другими нормативными актами, регламентирующими
вопросы профессиональной подготовки педагогических работников и специалистов Учреждения.
2. Основные термины
программы наставничества
2.1. Наставничество — универсальная технология передачи
опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей
через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и
партнерстве.
2.2. Форма наставничества — способ реализации целевой модели
наставничества через организацию работы наставнической пары или группы,
участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации,
определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества — комплекс мероприятий и
формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника
и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый — участник программы наставничества, который
через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт
и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может
быть определен термином "обучающийся".
2.5. Наставник — участник программы организации наставничества в
общеобразовательной организации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного,
личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться
опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Молодой специалист — гражданин Российской Федерации в возрасте
до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до
35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на
работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального
образования и квалификацией.
3. Цель и задачи
наставничества в школе
3.1. Целью реализации наставничества в общеобразовательной организации
является создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого,
формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной
ориентации педагогических работников разных уровней образования и молодых
специалистов.
3.2 Основными задачами наставничества являются:
· улучшение
показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах
деятельности;
· подготовка
обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации;
· раскрытие личностного, творческого и
профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации
их индивидуальной образовательной траектории;
· обучение наставляемых эффективным формам и
методам индивидуального развития и работы в коллективе;
· ускорение процесса профессионального
становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно,
качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности,
повышать свой профессиональный уровень;
· сокращение периода профессиональной и
социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических
кадров в Учреждении и создание благоприятных условий для их профессионального и
должностного развития;
· создание
условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом
для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности,
участвующих в наставнической деятельности;
· выработка у участников системы наставничества
высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности,
ответственности;
· формирование сетевого взаимодействия в контексте программы наставничества.
3.3.
Внедрение целевой модели наставничества в Учреждении предполагает осуществление
следующих функций:
· назначение
куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в Учреждении;
· реализация мероприятий «Дорожной карты»
внедрения Целевой модели наставничества в Учреждении;
· ежегодная разработка, утверждение и реализация
персонализированных программ наставничества;
· формирование банка программ и лучших практик
наставнической деятельности в Учреждении;
· привлечение наставников, обучение, мотивация и
контроль за их деятельностью;
· осуществление персонифицированного учёта
наставников и наставляемых, формирование школьного реестра наставников;
· инфраструктурное (в том числе -
материально-техническое, информационно- методическое) обеспечение
наставничества;
· предоставление данных по итогам реализации
программ наставничества по запросам в муниципальные органы управления
образования;
- проведение внутреннего мониторинга реализации
и эффективности наставничества;
3.4 В соответствии с целью и
задачами определяются следующие методы наставничества:
· интерактивные (беседа, диалог, дискуссия);
· проблемный и проектный;
· мастер-класс;
· демонстрация действий и поведения;
· наблюдение и анализ образовательной деятельности наставника;
· анализ практических ситуаций.
4. Организация
программы наставничества в Учреждении
4.1. Наставничество в Учреждении осуществляется на основании приказа
директора.
4.2. Деятельность наставников осуществляет заместитель директора по учебно-методической
работе,
которая подбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов, обладающих
высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и
гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы,
стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, и готовность делиться
профессиональным опытом, системное представление о педагогической работе, стаж
педагогической деятельности не менее трех лет по данному предмету.
4.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может
иметь одновременно не более двух наставляемых.
4.5. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждается на заседаниях административного
совета.
4.6. Назначение наставника производится при обоюдном добровольном согласии
(с обязательным детальным разъяснением предполагаемому наставнику его будущих
должностных обязанностей) предполагаемого наставника и молодого специалиста, за
которым он будет закреплен приказом директора Учреждения с указанием срока
наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на
срок не менее одного года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее
одного месяца с момента назначения молодого специалиста на определенную
должность.
4.7 Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников
Учреждения:
· впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в Учреждении;
· выпускниками очных высших и средних специальных учебных организаций,
прибывшими в Учреждение по
распределению;
· выпускниками непедагогических профессиональных образовательных организаций,
завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных организациях;
· педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и
овладения новыми практическими навыками;
· педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков
в определенном классе (по определенной тематике).
4.8 Замена наставника производится приказом директора Учреждения в случаях:
· увольнения наставника;
· перевода на другую работу наставника;
· привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
· психологической несовместимости наставника и наставляемого;
· письменного заявления наставника об отказе от своих полномочий по иным
причинам.
4.9. Организация деятельности наставников носит поэтапный характер.
Специфика этапов наставнической деятельности определяет особенности
используемых им методов.
Содержание |
Этапы |
Адаптационный |
Проектировочный |
Рефлексивный |
Задачи |
Определить сформированности профессионально значимых качеств; разработать
адаптационную программу профессионального становления молодого педагога |
Сформировать потребность у молодого учителя в проектировании своего
дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и
навыков, полученных в ВУЗе |
Сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии
собственной деятельности, умения критически оценивать процесс
профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим
профессиональным развитием |
Формы |
Индивидуальная |
Индивидуальная, коллективная |
Индивидуальная, коллективная, групповая |
Средства и методы |
Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация
их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в
учебном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной
профессии.
Методы
репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа |
Работа над темами самообразования, планирование методической работы,
выявление индивидуального стиля деятельности, создание Портфолио».
Методы:
информационные (лекции в «Школе молодого учителя» педагогические чтения
творческие: проблемные, инверсионные; наблюдение; беседа; анкетирование,
двойное наставничество |
Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях,
посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых
учителей, мотивация участия в инновационной деятельности.
Методы: комплексные
(педагогические, мастерские, мастер-классы, проблемно-деловые,
рефлексивно-деловые игры) |
5. Результаты
реализации программы наставничества в форме «Педагог — молодой специалист»
5.1 Мониторинг наставничества состоит из двух основных этапов:
· оценка качества процесса реализации наставничества;
· оценка мотивационно-личностного, компетентного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
5.2. Показателями оценки эффективности работы наставника является
достижение наставляемым лицом поставленных целей и задач в рамках программы
наставничества.
5.3. Высокий уровень включенности наставляемого лица в педагогическую
деятельность, культурную жизнь школы, усиление уверенности в собственных силах
и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов показывает
уровень результата реализации программы наставничества
5.4 Измеримыми результатами реализации программы наставничества являются:
· повышение уровня удовлетворенности всех участников программы по
наставничеству собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
· рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве
педагога в Учреждении;
· качественный рост успеваемости и улучшение поведения в классах (группах), с
которыми работает наставляемое лицо;
· сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
· рост числа материалов деятельности участников программы наставничества:
статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т.п.
5.5. Сравнение
изучаемых личностных характеристик участников наставничества проходит на
"входе" и "выходе" реализуемого плана. Мониторинг
проводится наставником два раза за период наставничества: промежуточный и
итоговый.
6. Права и обязанности
наставника в образовательной организации
6.1 Наставник обязан:
· составить в течение 5 рабочих дней с начала срока наставничества
индивидуальный план обучения на год (далее работа планируется на каждый учебный
год) с учетом уровня интеллектуального развития наставляемого, педагогической,
методической и профессиональной его подготовки по предмету, давать конкретные
задания, контролировать их выполнение;
· содействовать ознакомлению наставляемого с его должностными обязанностями,
основными направлениями деятельности, с порядком исполнения локальных актов в Учреждении;
· оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и
способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
· выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в педагогической
деятельности;
· в качестве примера выполнять отдельные должностные обязанности и поручения
совместно;
· передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее
рациональным приемам и передовым методам работы;
· быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления
недисциплинированности, используя при этом методы убеждения;
· проявлять чуткость и внимательность, терпеливо помогать в преодолении
имеющихся недостатков;
· периодически докладывать директору Учреждения о процессе адаптации наставляемого,
результатах его профессионального становления;
· составлять и предоставлять директору анализ итогов выполнения
индивидуального плана обучения.
6.2 наставник имеет право:
· принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью
наставляемого;
· вносить предложения о применении к наставляемому мер поощрения и
дисциплинарного воздействия;
· осуществлять контроль соблюдения наставляемым профессиональных требований;
· контролировать условия труда наставляемого.
7. Права и обязанности
наставляемого в образовательной организации
7.1 Наставляемый обязан:
· регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с
индивидуальным планом;
· выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;
· внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам
наставнической группы;
· совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного выполнения функциональных обязанностей;
· проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в
профессиональной деятельности.
7.2 Наставляемый имеет право:
· вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации
работы наставнической пары/группы;
· пользоваться имеющейся нормативно-правовой, психолого-педагогической и
учебно-методической литературой;
· в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом и помощью по
профессиональным вопросам;
· при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к
директору Учреждения о замене наставника.
8. Контроль работы
наставника в образовательной организации
8.1. Организация работы наставника и контроль его деятельности возлагается
на заместителя директора по учебно-методической работе.
8.2 Заместитель директора по учебно-методической работе обязан:
· представить назначенного молодого специалиста учителям Учреждения, объявить
приказ о закреплении за ним наставника;
· создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
· посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;
· организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им
методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми
специалистами;
· изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации
наставничества в общеобразовательной организации;
· определить меры поощрения наставников.
9. Документы,
регламентирующие работу с молодыми специалистами
9.1 работу с молодыми педагогами регламентируют следующие документы:
· настоящее Положение об организации наставничества в Учреждении;
· индивидуальный (внутришкольный) план работы наставника на год;
· приказ директора Учреждения об организации наставничества;
· отчеты наставников, молодых педагогов;
· отчет по результативности работы с молодыми специалистами.
10. Заключительные
положения
10.1. Настоящее Положение является нормативным локальным актом Учреждения,
утверждаются (вводится в действие) приказом директора.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. данного
Положения.