Положение об организации наставничества

                                                                                                     Утверждаю

                                                                       директор ЧОУ СОШ Комашинского»

 

                                                                                 ____________Пешкова О.В.

 

                                                                          «_____» _____________2022 год

Положение
об организации наставничества в общеобразовательной организации в частном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе «Комашинского»

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации наставничества в Учрежденииразработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года, распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», письмом  Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»),  приказом № 789-а от 23.07.2020 Министерства образования Приморского края,   а также Уставом Учрежденияи другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность Учреждения.
1.2. Данное
Положение об организации наставничества в Учреждении определяет основные термины, цель, задачи, регламентирует организацию деятельности программы наставничества и её результаты, устанавливает права и обязанности наставника и наставляемого лица.
1.3. Под наставничеством в Учреждении понимают разновидность индивидуальной учебно-воспитательной работы с впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях, или со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют опыта работы.
1.4. Наставничество в Учреждении выполняет роль систематической индивидуальной работы педагогического работника, имеющего опыт, по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Таким образом, молодой специалист приобретает знания в предметной специализации и применяет методики обучения и воспитания обучающихся
1.5 .наставничество в Учреждении руководствуется:

· ФЗ-273 «Об образовании»;

· Трудовым кодексом Российской Федерации;

· настоящим Положением и другими нормативными актами, регламентирующими вопросы профессиональной подготовки педагогических работников и специалистов Учреждения.

 

2. Основные термины программы наставничества

2.1. Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества — способ реализации целевой модели наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
2.5. Наставник — участник программы организации наставничества в общеобразовательной организации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Молодой специалист — гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией.

 

3. Цель и задачи наставничества в школе

3.1. Целью реализации наставничества в общеобразовательной организации является создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
3.2 Основными задачами наставничества являются:

·          улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности;

·            подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации;

·           раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;

·           обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе;

·           ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;

·           сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в Учреждении и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;

·          создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности;

·           выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности;

·           формирование сетевого взаимодействия  в контексте программы наставничества.

3.3. Внедрение целевой модели наставничества в Учреждении предполагает осуществление следующих функций:

·        назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в Учреждении;

·           реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения Целевой модели наставничества в Учреждении;

·           ежегодная разработка, утверждение и реализация персонализированных программ наставничества;

·           формирование банка программ и лучших практик наставнической деятельности в Учреждении;

·           привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью;

·           осуществление персонифицированного учёта наставников и наставляемых, формирование школьного реестра наставников;

·           инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационно- методическое) обеспечение наставничества;

·           предоставление данных по итогам реализации программ наставничества по запросам в муниципальные органы управления образования;

- проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества;

3.4  В соответствии с целью и задачами определяются следующие методы наставничества:

·        интерактивные (беседа, диалог, дискуссия);

·        проблемный и проектный;

·        мастер-класс;

·        демонстрация действий и поведения;

·        наблюдение и анализ образовательной деятельности наставника;

·        анализ практических ситуаций.

 

4. Организация программы наставничества в Учреждении

4.1. Наставничество в Учреждении осуществляется на основании приказа директора.
4.2. Деятельность наставников осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе,
которая подбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической работе, стаж педагогической деятельности не менее трех лет по данному предмету.
4.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух наставляемых.
4.5. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждается на заседаниях административного совета.

4.6. Назначение наставника производится при обоюдном добровольном согласии (с обязательным детальным разъяснением предполагаемому наставнику его будущих должностных обязанностей) предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора Учреждения с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее одного месяца с момента назначения молодого специалиста на определенную должность.
4.7 Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников Учреждения:

·        впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в Учреждении;

·        выпускниками очных высших и средних специальных учебных организаций, прибывшими в Учреждение  по распределению;

·        выпускниками непедагогических профессиональных образовательных организаций, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях;

·        педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;

·        педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).

4.8 Замена наставника производится приказом директора Учреждения в случаях:

·        увольнения наставника;

·        перевода на другую работу наставника;

·        привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;

·        психологической несовместимости наставника и наставляемого;

·        письменного заявления наставника об отказе от своих полномочий по иным причинам.

4.9. Организация деятельности наставников носит поэтапный характер. Специфика этапов наставнической деятельности определяет особенности используемых им методов.

 

 

 

 

Содержание

Этапы

Адаптационный

Проектировочный

Рефлексивный

Задачи

Определить сформированности профессионально значимых качеств; разработать адаптационную программу профессионального становления молодого педагога

Сформировать потребность у молодого учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в ВУЗе

Сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием

Формы

Индивидуальная

Индивидуальная, коллективная

Индивидуальная, коллективная, групповая

Средства и методы

Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.

Методы

репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа

Работа над темами самообразования, планирование методической работы, выявление индивидуального стиля деятельности, создание Портфолио».
Методы:
информационные (лекции в «Школе молодого учителя» педагогические чтения
творческие: проблемные, инверсионные; наблюдение; беседа; анкетирование, двойное наставничество

Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности.
Методы: комплексные (педагогические, мастерские, мастер-классы, проблемно-деловые, рефлексивно-деловые игры)

5. Результаты реализации программы наставничества в форме «Педагог — молодой специалист»

5.1 Мониторинг наставничества состоит из двух основных этапов:

·        оценка качества процесса реализации наставничества;

·        оценка мотивационно-личностного, компетентного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

5.2. Показателями оценки эффективности работы наставника является достижение наставляемым лицом поставленных целей и задач в рамках программы наставничества.
5.3. Высокий уровень включенности наставляемого лица в педагогическую деятельность, культурную жизнь школы, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов показывает уровень результата реализации программы наставничества
5.4 Измеримыми результатами реализации программы наставничества являются:

·        повышение уровня удовлетворенности всех участников программы по наставничеству собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

·        рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в Учреждении;

·        качественный рост успеваемости и улучшение поведения в классах (группах), с которыми работает наставляемое лицо;

·        сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;

·        рост числа материалов деятельности участников программы наставничества: статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т.п.

5.5. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемого плана. Мониторинг проводится наставником два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

 

6. Права и обязанности наставника в образовательной организации

6.1 Наставник обязан:

·        составить в течение 5 рабочих дней с начала срока наставничества индивидуальный план обучения на год (далее работа планируется на каждый учебный год) с учетом уровня интеллектуального развития наставляемого, педагогической, методической и профессиональной его подготовки по предмету, давать конкретные задания, контролировать их выполнение;

·        содействовать ознакомлению наставляемого с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, с порядком исполнения локальных актов в Учреждении;

·        оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;

·        выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в педагогической деятельности;

·        в качестве примера выполнять отдельные должностные обязанности и поручения совместно;

·        передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

·        быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения;

·        проявлять чуткость и внимательность, терпеливо помогать в преодолении имеющихся недостатков;

·        периодически докладывать директору Учреждения о процессе адаптации наставляемого, результатах его профессионального становления;

·        составлять и предоставлять директору анализ итогов выполнения индивидуального плана обучения.

6.2 наставник имеет право:

·        принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью наставляемого;

·        вносить предложения о применении к наставляемому мер поощрения и дисциплинарного воздействия;

·        осуществлять контроль соблюдения наставляемым профессиональных требований;

·        контролировать условия труда наставляемого.

 

7. Права и обязанности наставляемого в образовательной организации

7.1 Наставляемый обязан:

·        регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;

·        выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;

·        внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы;

·        совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения функциональных обязанностей;

·        проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной деятельности.

7.2 Наставляемый имеет право:

·        вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы;

·        пользоваться имеющейся нормативно-правовой, психолого-педагогической и учебно-методической литературой;

·        в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом и помощью по профессиональным вопросам;

·        при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к директору Учреждения о замене наставника.

 

8. Контроль работы наставника в образовательной организации

8.1. Организация работы наставника и контроль его деятельности возлагается на заместителя директора по учебно-методической работе.
8.2 Заместитель директора по учебно-методической работе обязан:

·        представить назначенного молодого специалиста учителям Учреждения, объявить приказ о закреплении за ним наставника;

·        создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;

·        посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;

·        организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;

·        изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в общеобразовательной организации;

·        определить меры поощрения наставников.

 

9. Документы, регламентирующие работу с молодыми специалистами

9.1 работу с молодыми педагогами регламентируют следующие документы:

·        настоящее Положение об организации наставничества в Учреждении;

·        индивидуальный (внутришкольный) план работы наставника на год;

·        приказ директора Учреждения об организации наставничества;

·        отчеты наставников, молодых педагогов;

·        отчет по результативности работы с молодыми специалистами.

 

10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение является нормативным локальным актом Учреждения, утверждаются (вводится в действие) приказом директора.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. данного Положения.