Методические рекомендации по работе с проектом

 

 Разработчик проекта: Пешкова О.В. - директор школы.

 


  1. Этапы проведения проекта

 

а) подготовительный или вводный (погружение в проект)

    • выбор темы и его конкретизация (определение жанра проекта)
    • определение цели, формулирование задач
    • поиск источников информации и определение объёма литературы
    • выдача рекомендаций (требования, сроки, график выполнения, консультации и пр.)

б) поисково-исследовательский этап

определение источников информации

планирование способов сбора и анализа информации

подготовка к исследованию и его планированию

проведение исследования. Сбор и систематизация материалов

в) трансляционно-оформительский этап

предзащита проекта»

доработка проекта с учётом замечаний и предложений

подготовка к публичной защите проекта

г) заключительный этап

публичная защита проекта

подведение итогов, конструктивный анализ реферата.

 

  1. Типология проектов:

исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры проекта, его целей, актуальности, его социальной значимости, продуманных методов

творческие – не имеют, как правило, детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается по ходу работы, результат – видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом и пр.

приключенческие, игровые -   участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результат – спектакль, сцены, раскрывающие социальные или деловые отношения

информационные– этот проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, а анализ и обобщение этих фактов предназначены для широкой аудитории

практико-ориентированные– чётко обозначенный результат деятельности учащихся прослеживается сразу и должен ориентироваться на социальные интересы участников проекта

литературно-творческие– творчество писателей, сопоставление различных точек зрения на литературные произведения, жанровые сочинения, собственные литературные произведения

естественнонаучные– чаще всего бывают исследовательскими, имеющими чётко обозначенную проблему

экологические– исследовательские проекты, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний, затрагивающие проблемы экологии посёлка

лингвистические – затрагивают проблемы изучения русского и иностранного языков

культурологические– связаны с историей, различными аспектами культуры и искусства, традициями народов разных стран

спортивные – раскрывают историю и развитие отдельных видов спорта, спортивных соревнований, состязаний, исследуется олимпийское движение

географические –  связанные с организацией и проведением экспедиций, а также раскрывающие практическое значение географических открытий

исторические – позволяют исследовать разнообразные исторические проблемы и факты, прогнозировать развитие политических событий, анализировать прошлое

музыкальные - охватывают любые аспекты музыкальной жизни различных стран и народов


  1. Рецензия на проект содержит:

 

  • название, цель, автор реферата
  • образовательная область и учебные предметы, охваченные в данном проекте
  • методы, использованные в работе над проектом
  • источники информации
  • форма представления проекта
  • актуальность выбранной темы и её практическая значимость
  • использование наглядности
  • уровень изложения материала (доступность, научность, логичность)

 

  1. Общие положения по написанию реферата

 

Содержание реферата показывает уровень овладения учащимся программного материала и способность анализировать различные источники  в соответствии с темой исследования. Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное из массива информации по заявленной проблеме, чётко излагать её суть и формулировать собственную точку зрения на явления, события и факты, изложенные в тексте. Необходимо, чтобы содержание материала, на основе которого выполняется реферат, выходило за рамки содержания программы по учебному курсу.

 

  1. Выбор формулировки темы реферата

 

До 1 октября текущего учебного года обучающиеся под руководством учителя формулируют тему реферата, которая должна быть стилистически грамотна. В названии реферата следует определить чёткие рамки рассматриваемых вопросов, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими. При формулировании темы желательно воздерживаться от использования спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок.

 

  1. Требования к оформлению реферата

 

Титульный лист - в верхней его части  указывается название учебного заведения, в котором обучается ученик. В центре листа размещается формулировка темы. Слева, выше темы реферата и ниже названия учебного заведения, размещается название учебного предмета и форма  защиты («экзаменационная работа по математике», или «проектная работа по математике», «ученическая научно-практическая конференция»). Ниже справа указывается фамилия, имя ученика, класс обучения, фамилия, инициалы руководителя (учителя). Внизу по центру  указывается название посёлка и год написания.

Оглавление -  состоящее  из четырёх основных частей: введения, основной части, заключения,  списка использованной для написания реферата литературы, приложений.

Введение реферата включает в себя краткое обоснование актуальности его темы, которая может рассматриваться в связи с недостаточной научной разработанностью проблемы, ее объективной сложностью для изучения и информационной ценностью материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг неё. В этой части необходимо также показать, почему заявленная тема представляет научный интерес и практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна:  с научной точки зрения, познавательных моментов, расширение кругозора, углубление узких учебных тем или из практических соображений. Во введении реферата указывается цель работы (или несколько целей), а также задачи, которые требуются решить для её достижения. Объём введения может составлять 1-2 страницы текста.

Основная часть реферата содержит материал, который отобран обучающимся для рассмотрения проблемы. Он может быть разделён на параграфы. В основной части реферата должно быть изложено собственное  мнение обучающегося по заявленной проблеме. Объём основной части может составлять 12-14 страниц.

В заключение реферата обучающийся самостоятельно формулирует выводы, опирающиеся на приведённые в основной части факты, обращает внимание  на выполнение поставленных во введении цели и задач. Объём заключительной части может составлять 1-2 страницы.

В списке использованной литературыдля написания реферата  в алфавитной последовательности указываются все источники, которыми пользовался обучающийся при подготовке к работы. В информации о них необходимо указать: автор, название источника, место его издания, название издательства, год издания источника и желательно используемые страницы. В списке использованной для написания реферата литературы должно быть указано не менее четырёх источников.

В приложении  размещаются фотодокументы, рисунки, графики и прочее для иллюстративного  доказательства главной идеи реферата.

 

  1. Процедура защиты реферата

 

Защита реферата производится на ученической научно-практической конференции или в период государственной аттестации учащихся 9 и 11 классов. Реферат представляется к защите на листах формата А4. Текс на них должен быть отпечатан на компьютере. В тексте реферата могут содержаться рисунки, чертежи, графики и прочий иллюстративный материал, необходимый для раскрытия заявленной темы. К реферату могут прилагаться фотографии, выполненные самим обучающимся. Окончательный вариант реферата сдаётся в учебную часть за 20 дней до дня защиты с письменной рецензией руководителя проекта. В процедуру защиты реферата входит: выступление рецензента (до 5 мин), выступление автора реферата (до 15 минут), ответы на поставленные вопросы.

 

  1. Правила для руководителя проекта

 

Подходите к проведению этой работы творчески

Не сдерживайте инициативу учащихся

Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите учащихся действовать самостоятельно.

Помните о главном «педагогическом» результате -  не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

Не спешите с вынесением оценочных суждений.

Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.

Учите прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями.

Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.

В процессе работы не забывайте о воспитании.