Рекомендации по работе с проектом для учеников

Рекомендации по работе с проектом для учеников
в частном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе «Комашинского»

1. Этапы проведения проекта
а) подготовительный или вводный (погружение в проект)
• выбор темы и его конкретизация (определение жанра проекта)
• определение цели, формулирование задач
• поиск источников информации и определение объёма литературы
• выдача рекомендаций (требования, сроки, график выполнения, консультации и пр.)
• установление процедур и формы представления проекта
б) поисково-исследовательский этап
• определение источников информации
• планирование способов сбора и анализа информации
• подготовка к исследованию и его планированию
• проведение исследования. Сбор и систематизация материалов
• организационно-консультативная работа
в) трансляционно-оформительский этап
• «предзащита проекта»
• доработка проекта с учётом замечаний и предложений
• подготовка к публичной защите проекта
г) заключительный этап
• публичная защита проекта
• подведение итогов, конструктивный анализ реферата.
2. Типология проектов:
• исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры проекта, его целей, актуальности, его социальной значимости, продуманных методов
• творческие – не имеют, как правило, детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается по ходу работы, результат – видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом и пр.
• приключенческие, игровые - в этих проектах структура только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результат – спектакль, сцены, раскрывающие социальные или деловые отношения
• информационные – этот проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, а анализ и обобщение этих фактов предназначены для широкой аудитории
• практико-ориентированные – чётко обозначенный результат деятельности учащихся прослеживается сразу и должен ориентироваться на социальные интересы участников проекта
• литературно-творческие – творчество писателей, сопоставление различных точек зрения на литературные произведения, жанровые сочинения, собственные литературные произведения
• естественно-научные – чаще всего бывают исследовательскими, имеющими чётко обозначенную проблему
• экологические – исследовательские проекты, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний, затрагивающие проблемы экологии посёлка
• лингвистические – затрагивают проблемы изучения русского и иностранного языков
• культурологические – связаны с историей, различными аспектами культуры и искусства, традициями народов разных стран
• спортивные – раскрывают историю и развитие отдельных видов спорта, спортивных соревнований, состязаний, исследуется олимпийское движение
• географические – могут быть исследовательскими и приключенческими, связанные с организацией и проведением экспедиций, а также раскрывающие практическое значение географических открытий
• исторические – позволяют исследовать разнообразные исторические проблемы и факты, прогнозировать развитие политических событий, анализировать прошлое
• музыкальные – охватывают любые аспекты музыкальной жизни различных стран и народов.



3. Общие положения по написанию реферата
Содержание реферата показывает уровень овладения учащимся программного материала и способность анализировать различные источники по проблематике учебной дисциплины в соответствии с темой исследования. Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное из массива информации по заявленной проблеме, чётко излагать её суть и формулировать собственную точку зрения на явления, события и факты, изложенные в тексте. Необходимо, чтобы содержание материала, на основе которого выполняется реферат, выходило за рамки содержания программы по учебному курсу.

4. Выбор формулировки темы реферата
До 1 октября текущего учебного года ученик под руководством учителя формулирует тему реферата, которая должна быть стилистически грамотна. В названии реферата следует определить чёткие рамки рассматриваемых вопросов, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими. При формулировании темы желательно воздерживаться от использования спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок.

5. Требования к оформлению реферата
Титульный лист - в верхней части титульного листа указывается название учебного заведения, в котором обучается ученик. В центре листа размещается формулировка темы. Слева, выше темы реферата и ниже названия учебного заведения, размещается название учебного предмета и форма защиты («экзаменационная работа по математике», или «проектная работа по математике, «ученическая научно-практическая конференция»). Ниже справа указывается фамилия, имя ученика, класс обучения, фамилия, инициалы руководителя (учителя). Внизу по центру указывается название посёлка и год написания.
Оглавление - которое состоит из четырёх основных частей: введения, основной части, заключения, списка использованной для написания реферата литературы, приложений.
Введение реферата включает в себя краткое обоснование актуальности его темы, которая может рассматриваться в связи с недостаточной научной разработанностью проблемы, ее объективной сложностью для изучения и информационной ценностью материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг неё. В этой части необходимо также показать, почему заявленная тема представляет научный интерес и практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна: с научной точки зрения, познавательных моментов, расширение кругозора, углубление узких учебных тем или из практических соображений. Во введении реферата указывается цель работы (или несколько целей), а также задачи, которые требуются решить для её достижения. Объём введения может составлять 1-2 страницы текста.
Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Он может быть разделён на параграфы. В основной части реферата должно быть изложено собственное мнение обучающегося по заявленной проблеме. Объём основной части может составлять 12-14 страниц.
В заключение реферата ученик самостоятельно формулирует выводы, опирающиеся на приведённые в основной части факты, обращает внимание на выполнение поставленных во введении цели и задач. Объём заключительной части может составлять 1-2 страницы.
В списке использованной литературы в алфавитной последовательности указываются все источники, которыми пользовался ученик при подготовке к работы. В информации о них необходимо указать: автор, название источника, место его издания, название издательства, год издания источника и желательно используемые страницы. В списке использованной для написания реферата литературы должно быть указано не менее четырёх источников.
В приложении размещаются фотодокументы, рисунки, графики и прочее для иллюстративного доказательства главной идеи реферата.

6. Процедура защиты реферата
Защита реферата производится на ученической научно-практической конференции или в период экзаменов. Реферат представляется к защите на листах формата А4. Текс на них должен быть отпечатан на компьютере. В тексте реферата могут содержаться рисунки, чертежи, графики и прочий иллюстративный материал, необходимый для раскрытия заявленной темы. К реферату могут прилагаться фотографии, выполненные самим обучающимся. Окончательный вариант реферата сдаётся в учебную часть за 10 дней до дня защиты с письменной рецензией руководителя проекта. В процедуру защиты реферата входит: выступление рецензента (до 5 мин), выступление автора реферата (до 15 минут), ответы на поставленные вопросы.

7. Оценка реферата
Реферат оценивается по следующим критериям:
- соблюдение требований к его оформлению
- достаточность информации для раскрытия темы
- умение ученика свободно излагать основные идеи, отражённые в реферате
- способность школьника понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них

Рекомендации по работе с проектом для учеников [55,5 Kb] (cкачиваний: 29)