Рекомендации по работе с проектом


  1. Этапы проведения проекта
 
а) подготовительный или вводный (погружение в проект):
выбор темы и его конкретизация (определение жанра проекта)
определение цели, формулирование задач
поиск источников информации и определение объёма литературы
выдача рекомендаций (требования, сроки, график выполнения, консультации)
 
  б) поисково-исследовательский этап:
определение источников информации
планирование способов сбора и анализа информации
подготовка к исследованию и его планированию
проведение исследования. Сбор и систематизация материалов
 
в) трансляционно-оформительский этап:
«предзащита проекта»
доработка проекта с учётом замечаний и предложений
подготовка к публичной защите проекта
 
г) заключительный этап:
публичная защита проекта
подведение итогов, конструктивный анализ реферата.

 

  1. Типология проектов:
исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры проекта, его целей, актуальности, его социальной значимости, продуманных методов
 
творческие – не имеют, как правило, детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается по ходу работы, результат – видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом и пр.
 
приключенческие, игровые -   участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результат – спектакль, сцены, раскрывающие социальные или деловые отношения
 
информационные – этот проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, а анализ и обобщение этих фактов предназначены для широкой аудитории
 
практико-ориентированные – чётко обозначенный результат деятельности учащихся прослеживается сразу и должен ориентироваться на социальные интересы участников проекта
 
литературно-творческие – творчество писателей, сопоставление различных точек зрения на литературные произведения, жанровые сочинения, собственные литературные произведения
 
естественнонаучные – чаще всего бывают исследовательскими, имеющими чётко обозначенную проблему
 
экологические – исследовательские проекты, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний, затрагивающие проблемы экологии посёлка
 
лингвистические – затрагивают проблемы изучения русского и иностранного языков
 
культурологические – связаны с историей, различными аспектами культуры и искусства, традициями народов разных стран
 
спортивные – раскрывают историю и развитие отдельных видов спорта, спортивных соревнований, состязаний, исследуется олимпийское движение
 
географические –  связанные с организацией и проведением экспедиций, а также раскрывающие практическое значение географических открытий
 
исторические – позволяют исследовать разнообразные исторические проблемы и факты, прогнозировать развитие политических событий, анализировать прошлое
 
музыкальные – охватывают любые аспекты музыкальной жизни различных стран и народов.

 

  1. Рецензия на проект содержит:
 
название, цель, автор реферата
образовательная область и учебные предметы, охваченные в данном проекте
методы, использованные в работе над проектом
источники информации
форма представления проекта
актуальность выбранной темы и её практическая значимость
использование наглядности
уровень изложения материала (доступность, научность, логичность)

 

  1. Общие положения по написанию реферата
 
Содержание реферата показывает уровень овладения учащимся программного материала и способность анализировать различные источники  в соответствии с темой исследования. Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное из массива информации по заявленной проблеме, чётко излагать её суть и формулировать собственную точку зрения на явления, события и факты, изложенные в тексте. Необходимо, чтобы содержание материала, на основе которого выполняется реферат, выходило за рамки содержания программы по учебному курсу.
 
 

 

  1. Правила для руководителя проекта
 
Подходите к проведению этой работы творчески
Не сдерживайте инициативу учащихся
Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите учащихся действовать самостоятельно.
Помните о главном «педагогическом» результате -  не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
Не спешите с вынесением оценочных суждений.
Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
Учите прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями.
Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.
В процессе работы не забывайте о воспитании.